Psfine

Позитивная психология

Материалы » Психологическая защита и ее диагностики с использованием LSI–индекса жизненного стиля » Практическое применение методики ИЖС (индекс жизненного стиля) - механизмов психологической защиты (собственное исследование)

Практическое применение методики ИЖС (индекс жизненного стиля) - механизмов психологической защиты (собственное исследование)
Страница 3

Необходимо отдельно отметить категории, в которых показатели средних процентных значений наиболее часто встречаются, это «интеллектуализация» (7человек, 2м\5ж), «вытеснение» (6чел, 1м\5ж), «проекция» (8чел 3м\5ж) и «замещение» (7чел, 2м\5ж). Если сравнить данные высоких и средних значений, и предположить, что психика в силу своей гибкости использует различные сочетания МПЗ в разных травмирующих ситуациях, можно предположить, что значения могут меняться, как в большую сторону, так и в меньшую. В связи с этим мы можем объединить эти данные для выделения наиболее частых проявлений МПЗ. Итак, можно утверждать, что наиболее частыми психологическими защитами являются «интеллектуализация» (14человек) и «вытеснение» (13 человек).

«Замещение» относится, как уже говорилось, к агрессивной диспозиции (согласно структурной теории личности H.Kellerman), и, возможно, природная агрессивность, присущая любому мужчине, проявляется именно в этом защитном механизме, однако у испытуемых мужчин показатели по этой защите не превысили даже средние показатели. Что примечательно, подобный защитный механизм встретился всего у одной из опрошенных женщин, которая действительно тревожится по поводу частых неконтролируемых вспышек агрессии, однако эта агрессия чаще всего проявляется как аутоагрессия.

Самым редко встречающимся у женщин механизмом психологической защиты выступили «компенсация» и «замещение», а у мужчин – также «компенсация», «замещение» и третий - «реактивные образования».

Что касается всей группы опрошенных были отмечены следующие особенности: с повышением образовательного уровня, например, у людей со средним - специальным и особенно высшим образованием наблюдается рост преобладания механизма – «реактивные образования» (как и в более старшей по возрасту группе женщин). У людей со средним образованием преобладающим являются «отрицание» и «вытеснение».

Также хочется отдельно отметить различия между количеством МПЗ, в которых испытуемые набрали максимальное количество процентов. Оказалось, что только у 3 человек более 70% выявилось только в одной из 8 категорий, у 2 чел. в двух, у 6 чел. в трёх, у двух в четырёх и у одного в шести. Из этого можно сделать вывод, что далеко не все личности используют только один вид психологических защит, и при диагностике или психологическом консультировании следует это учитывать.

Конечно, данные опроса неточны и предварительны. Возможно, на самом деле нет определенной зависимости адаптационных процессов от образования или социального статуса. Но в группе, которая прошла тестирование и результаты которого представлены, они были выражены, поэтому мы решили их привести.

Особого научного интереса полученные результаты тестирования не представляют, но и не лишены интереса. Например, еще раз доказывая существенную разницу между полами, не только в физиологическом, но и в психологическом плане. Дальнейшие разработки на эту тему, возможно, могут служить основой создания специализированных программ, рассчитанных на особенности восприятия той или другой части человечества.

Страницы: 1 2 3 


Виды, формы межличностных отношений
Чтобы лучше ориентироваться в многообразии отношений, имеет смысл обратиться к существующим в психологической литературе классификациям. Разные исследователи выделяют для классификации отношений большое количество параметров, что создает определенные трудности при отнесении отношений к тому или иному виду. Нередко одни и те же отношения ...

Общая характеристика младшего школьного возраста и самооценки свойственной для этого периода
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность. В школе он приобретает не только н ...

Степень заинтересованности в выбираемой профессии и информированности о ней
Интерес человека к будущей профессии складывается из нескольких элементов: 1) интерес к самой профессии для выпускника; 2) желание получить определенные сведения о будущей профессии у профессионалов; 3) мнение выпускников о том, когда возникает интерес к профессии [11]. Анализ первых двух составляющих показал довольно высокую степень з ...