Psfine

Позитивная психология

Материалы » Психологическая защита и ее диагностики с использованием LSI–индекса жизненного стиля » Практическое применение методики ИЖС (индекс жизненного стиля) - механизмов психологической защиты (собственное исследование)

Практическое применение методики ИЖС (индекс жизненного стиля) - механизмов психологической защиты (собственное исследование)
Страница 2

Рисунок 1. Процентное соотношение наиболее используемых МПЗ испытуемыми.

Рисунок 2. Процентное соотнеошение МПЗ, в большей или меньшей степени используемых испытуемыми.

Самым преобладающим механизмом защиты в данной группе является «реактивные образования», встретившиеся у 9 из 14 опрошенных. Данный МПЗ был выявлен только у женщин. Такой результат скорее всего был получен в связи с тем, что женщинам чаще приходится скрывать свои истинные желания, так как, несмотря на равноправие и эмансипацию (женщины всё чаще выполняют работу мужчин, удачно ведут бизнес, проявляют острый ум и четкую логику, от женщин ждут активности в сексуальной жизни и т.д.), в обществе до сих пор негласно остается отношение к женщине как к существу второго сорта, призвание которого только «ходить в церковь, стоять на кухне и рожать детей». Женщины не знают, кто они, женщины или мужчины, они не знают, что является нормой, а что нет, их нереализованные желания и возможности вступают в конфликт с запретами и предрассудками, что и порождает данный МПЗ.

На втором месте выступили «отрицание», «вытеснение» и «интеллектуализация», набравшие по 7 баллов. Примечательно, что «отрицание» выявилось у 5 женщин и 2 мужчин (у третьего мужчины, при других обстоятельствах, его пограничные показатели (70%) возможно также могут повыситься вследствие участившегося использования данной защиты). «Вытеснение» также было выявлено у двух мужчин и 5 женщин. В категории «интеллектуализация» проявил себя только один мужчина и 6 женщин.

Интересны сочетания МПЗ у мужчин. Один испытуемый активно использует только одну защиту - «отрицание» (99%). Действительно, в процессе общения в тренинговой группе было явно видно, как те аспекты внешней реальности, которые, очевидны для окружающих, тем не менее не принимаются, не признаются этим молодым человеком. Иными словами, информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Имеется в виду конфликт, возникающий при проявлении мотивов, противоречащих основным установкам личности или информация, которая угрожает ее самосохранению, самоуважению, или социальному престижу. Как только защита ослабевала, молодой человек становился агрессивным, обвиняя всех в том, что его не понимают, желают ему зла, позже замыкался и переводил агрессию на самого себя. Было однажды замечено, что такое поведение привело этого молодого человека к непроизвольным подергиваниям головы и плеча. На наш взгляд, такая «психологическая слепота» может в дальнейшем привести к печальным последствиям.

Второй молодой человек использует наряду с «отрицанием» (99%) «вытеснение» (71%) и «интеллектуализацию» (95%). Видимо, информация, поступающая извне, обрабатывается на начальном этапе, при этом небольшая часть информации просто вытесняется и забывается, оставшаяся информация либо отрицается, либо рационализируется при помощи логических установок и манипуляций, что пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией. Удивительно, что в категории «интеллектуализация» максимум процентов получил только 1 мужчина против 6 женщин, причём у четырёх из них показатели более 90%. Опираясь на эти данные можно было бы поспорить с бытующим мнением, что женщины думают эмоциями, а мужчины умом. Испытуемый – будущий юрист, и такой «набор» МПЗ для него благоприятен, так как он поможет сохранить душевные силы, и предотвратить «эмоциональное выгорание» на работе.

Что интересно, что все 4 будущих юриста, принявшие участие в эксперименте, получили высокие показатели в категории «отрицание». У девушки – юриста, наряду с отрицанием, присутствует также «регрессия» (в этой категории ещё 4 женщины и 1 мужчина набрали максимальное количество процентов). Это может говорить нам о том, что психика девушки либо отрицает негативные факторы, либо регрессирует в ранние состояния либидо, успокаивая себя одним из привычных комфортных способов (ведет себя как ребенок, - самая распространенная реакция на стресс – слезы; затем идет «заедание» проблемы: неконтролируемый прием пищи, курение, спиртное; сон, уход в мир иллюзий, фантазий). Эта комбинация для юриста не очень благоприятна, так как это деструктивная комбинация. Следует отметить, что девушке 20 лет, а с увеличением возраста в женской части группы опрошенных наблюдается снижение преобладания «регрессии» и увеличение встречаемости «реактивных образований», либо сочетания этих двух позиций. Это может быть следствием длительного преобладания как раз механизма «отрицания».

Страницы: 1 2 3


Изучение самооценки младших школьников в учебной деятельности
Подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию своих знаний как одна из центральных задач школы на современном этапе делает особо значимой проблему формирования активной позиции учащегося в учебном процессе, превращения его в подлинного субъекта учебной деятельности. Последнее требует умения всесторонне и объективно оценить ос ...

Мотивы обучения и профессионального развития
Эффективность и результативность учебной деятельности и профессионального развития студентов во многом определяется сложной системой мотивов, которая развивается на основе ранее сформированных потребностей, интересов, способностей. В ней выделяют два больших блока: непосредственные и опосредованные мотивы. Непосредственные включаются в ...

Экспериментальное изучение развития внимания младших школьниковю Принципы проведения коррекционно-развивающей работы и составления коррекционно-развивающих программ
Принципы построения коррекционных программ определяют стратегию, тактику их разработки, т.е. определяют цели, задачи коррекции, методы и средства психологического воздействия. Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на принципы: - системности коррекционных, профилактических и развивающих задач; - единс ...