Профессионально-психологический отбор сотрудников с
учетом развития их личной дисциплинированностиСтраница 5
Выводы
1. При профессионально-психологическом отборе кандидатов на службу в органы внутренних дел в настоящее время преобладает психофизиологический подход в оценке личности, не позволяющий в полной мере определить исходный уровень дисциплинированности будущего сотрудника. Требуется внедрить психологическую модель отбора, учитывающую особенности самосознания здоровой личности.
2. Критериями развития самосознания являются идентичность, субъектность и адекватность «Я-образа» кандидата. Объектами изучения являются ценностные ориентации, профессиональная Я-концепция, самооценка и самоотношение, самоконтроль личности.
3. Следует учитывать поведенческие признаки сознательной и ложной дисциплинированности и на основе анализа данных психодиагностики, анализа результатов поведения, анализа документов, наблюдения и экспертных оценок определять тип и уровень дисциплинированности будущих сотрудников органов внутренних дел.
4. Валидными, надёжными и репрезентативными методиками изучения дисциплинированности сотрудников можно считать 16 ФЛО Р. Кеттела, Самоактуализационный тест Л.Я. Гозмана и М.В. Кроз, Опросник самоотношения В.В. Столина, Интерперсональный анализ Т. Лири, Q-сортировка В.Стефенсона, Шкала социальной желательности Д. Марлоу и Д. Крауна.
В определяющей мере дисциплинированность работника органа правопорядка зависит от его мотивов и степени их осознанности. Различают три уровня осознанности мотивов: высший - когда работник четко осознает цели и мотивы своего поведения; средний - при котором, работнику ясны лишь общие контуры собственных мыслей и чувств, побуждающих к поступку (или проступку); низкий - когда мотивы поведения человеком, практически, не осознаются. К числу основных мотивов, влияющих на поведение работника и уровень его дисциплинированности, следует отнести:
- деловые мотивы, выражающие отношение к служебной деятельности и выполняемым профессионально-служебным задачам;
- коллективистские мотивы, характеризующие степень связи побуждений работника с ближайшим окружением, принятыми нормами и традициями поведения;
- мотивы уровня профессиональных достижений, показывающие степень влияния успехов и профессиональной деятельности на дальнейшее поведение работника;
- мотивы уровня притязаний, отражающие особенности сложившейся профессиональной самооценки и определения в связи с ней целей и трудностей выполняемых профессиональных задач;
- мотивы избегания возможного наказания за нарушения дисциплины.
В процессе дисциплинирования может использоваться индивидуальная воспитательная работа. Дисциплинарная практика - это сложившийся в конкретном органе внутренних дел опыт применения к сотрудникам мер поощрения и дисциплинарного взыскания с целью укрепления служебной дисциплины и предупреждения ее нарушений. Эффективная деятельность возможна, если руководитель подразделения обладает профессионально важными личностными качествами: добросовестностью, дисциплинированностью, требовательностью, компетентностью. Тесная связь этих качеств способствует содержательному воздействию на мотивацию сотрудника, придает влиянию командиров на офицеров характер убавления, предотвращает конфликты и устраняет психологический барьер в общении командира с подчиненными. Нарушения дисциплины среди личного состава в значительной мере обусловлено недостаточным знанием личных и деловых качеств кандидатов на службу. Учет социально-психологических особенностей позволяет правильно ориентироваться в вопросах профессионального отбора.
Профессиональный психологический отбор обеспечивает правовую обоснованность назначения на должность наиболее подходящего кандидата, определяет качества и характеристики, проявления которых следует учитывать, контролировать в процессе профессионального становления, предотвращая тем самым профессиональную деформацию. Не каждый желающий работать в, системе укрепления законности и правопорядка способен на это, так как эта работа предъявляет особые, высокие требования к личным качествам сотрудника.
Анализ результатов
В группе «А» среднее значение ситуативной тревожности составляет 38,8 баллов, среднее значение личностной тревожности составляет 42,2 баллов. Это умеренный уровень тревожности.
Самые низкие показатели у испытуемого АГ: СТ – 34, ЛТ – 39, что составляет умеренный уровень тревожности.
Самые высокие показатели у испытуемого МД: СТ – 45, у ...
Психологическое сопровождение профессионального и личностного самоопределения
старшеклассников
Как же осуществляется психологическое сопровождение профессионального и личностного самоопределения старшеклассников?
Прежде всего, определим, что же такое психологическое сопровождение. Согласно «словарю русского языка» «сопровождать - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого»[13,с.689]. Отсюда пси ...
Агрессия как инстинктивное поведение: психоаналитический подход
В своих ранних работах Фрейд (Freud) утверждал, что все человеческое поведение проистекает, прямо или косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия (известная как либидо) направлена на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни. В этом общем контексте агрессия рассматривалась просто как реакция на блокирование или разрушение либид ...