Psfine

Позитивная психология

Материалы » Психологические особенности одаренных детей » Психосоциальные аспекты особенностей одаренности

Психосоциальные аспекты особенностей одаренности
Страница 4

Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, paботу; демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей); часто делает по-своему (независим, неконформен); изобретателен в изобразительской деятельности, в играх в использований материалов и реализации идей; часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способен подойди к проблеме или к использованию материалов (гибкость); способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат; склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх.

Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям; другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям; в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе; имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей; с легкостью, общается с другими детьми и со взрослыми; генерирует идеи и решения задач; в общении со сверстниками проявляет инициативу; принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста; другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.

Изобразительное искусство: ребенок проявляет большой интерес к визуальной информации; в мельчайших деталях запоминает увиденное; проводит много времени за рисованием или лепкой; весьма серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие; демонстрирует опережающую свой возраст умелость; оригинально использует средства художественной выразительности; экспериментирует с использованием традиционных материалов; осознанно строит композицию картин или рисунков; его произведение включает множество деталей; его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет; работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности. Музыка: ребенок проявляет необыкновенный интерес: к музыкальным занятиям; чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам; с удовольствием подпевает; определяет какая из двух нот ниже или выше.

Ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; обладает хорошей зрительно-моторной координацией; любит движения; обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому и т.п.); прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений; прекрасно владеет телом при маневрировании; обладает исключительной для своего возраста физической силой", демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег и т.п.).

Перечисленные сферы одаренности (таланта), вероятно, не являются исчерпывающими, но полезны в качестве основы для разработки методов поиска и выявления одаренных и талантливых детей.

В зарубежной психологии существует два основных подхода к процессу установления одаренности. Первый основан на системе единой оценки (I35 баллов по шкале Стекфорд-Бйне), Второй - основывается на комплексной оценке.

Система комплексной оценки основывается, на множестве оценочных процедур: результаты группового тестирования; рекомендации классных руководителей, серии опросных листов, заполняемых учителем и родителями (опросные листы заполняются для определения способностей в перечисленных сферах). Эта система имеет серьезное преимущество над всеми другими.

А.Г. Ковалев и З.Н. Мясищев отмечают, что в системе различных методов изучения способностей и одаренности "по праву первым методом является исследование истории личности"(5), т.е. ведение карты "история развития личности ребенка".

Н.С. Лейтес и ряд других психологов используют метод "срезов".

Из стандартизированных методов измерения интеллекта наиболее распространенными являются следующие:

Шкала интеллекта Станфорд-Бине, которая является индивидуальным тестом, направленным на измерение умственных способностей как у детей, начиная с двухлетнего возраста гак и у взрослых. Этот тест, в основном, исслёдует вербальную сферу, и считать ребёнка одарённым можно при IQ, равном 124 баллам или выше.

Шкала Зеяслера также применяется для измерения общих умственных способностей. Она состоит из двух частей: вербальной шкалы, содержащей 5 субтестов, и шкалы действий, также содержащей 5 субтестов и ряд других тестов.

Страницы: 1 2 3 4 5


Выявление видов самооценок, преобладающих в младшем школьном возрасте. Диагностика инструментария исследования
Для проведения экспериментальной работы была выявлена следующая цель: выявить особенности оценки и самооценки в младшем школьном возрасте. Гипотеза исследования: самооценка учащихся начальной школы неадекватна. Задачи исследования: Выявить виды самооценок характерных для младшего школьного возраста. Анализ полученных результатов и с ...

Теоретические аспекты проблемы межличностного взаимодействия. Понятие общения в психолого-педагогической литературе
Общение - это процесс взаимодействия двух лиц и более, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности [34;231]. Общение понимается очень широко: как реальность человеческих отношений, которая пред ...

Обработка и анализ результатов
При оценке результатов прежде всего выявляют различия во времени, которое испытуемый тратит на отыскание чисел одной таблицы. В среднем на одну таблицу тратится от 30 до 50 сек., чаще всего 40— 42 сек. Бывает, что испытуемый называет и показывает ряд чисел со скоростью 1—1,5 сек. на число, а затем вдруг не может найти какое-либо одно ч ...