Psfine

Позитивная психология

Материалы » Психологические особенности одаренных детей » Психосоциальные аспекты особенностей одаренности

Психосоциальные аспекты особенностей одаренности
Страница 4

Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, paботу; демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей); часто делает по-своему (независим, неконформен); изобретателен в изобразительской деятельности, в играх в использований материалов и реализации идей; часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способен подойди к проблеме или к использованию материалов (гибкость); способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат; склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх.

Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям; другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям; в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе; имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей; с легкостью, общается с другими детьми и со взрослыми; генерирует идеи и решения задач; в общении со сверстниками проявляет инициативу; принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста; другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.

Изобразительное искусство: ребенок проявляет большой интерес к визуальной информации; в мельчайших деталях запоминает увиденное; проводит много времени за рисованием или лепкой; весьма серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие; демонстрирует опережающую свой возраст умелость; оригинально использует средства художественной выразительности; экспериментирует с использованием традиционных материалов; осознанно строит композицию картин или рисунков; его произведение включает множество деталей; его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет; работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности. Музыка: ребенок проявляет необыкновенный интерес: к музыкальным занятиям; чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам; с удовольствием подпевает; определяет какая из двух нот ниже или выше.

Ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; обладает хорошей зрительно-моторной координацией; любит движения; обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому и т.п.); прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений; прекрасно владеет телом при маневрировании; обладает исключительной для своего возраста физической силой", демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег и т.п.).

Перечисленные сферы одаренности (таланта), вероятно, не являются исчерпывающими, но полезны в качестве основы для разработки методов поиска и выявления одаренных и талантливых детей.

В зарубежной психологии существует два основных подхода к процессу установления одаренности. Первый основан на системе единой оценки (I35 баллов по шкале Стекфорд-Бйне), Второй - основывается на комплексной оценке.

Система комплексной оценки основывается, на множестве оценочных процедур: результаты группового тестирования; рекомендации классных руководителей, серии опросных листов, заполняемых учителем и родителями (опросные листы заполняются для определения способностей в перечисленных сферах). Эта система имеет серьезное преимущество над всеми другими.

А.Г. Ковалев и З.Н. Мясищев отмечают, что в системе различных методов изучения способностей и одаренности "по праву первым методом является исследование истории личности"(5), т.е. ведение карты "история развития личности ребенка".

Н.С. Лейтес и ряд других психологов используют метод "срезов".

Из стандартизированных методов измерения интеллекта наиболее распространенными являются следующие:

Шкала интеллекта Станфорд-Бине, которая является индивидуальным тестом, направленным на измерение умственных способностей как у детей, начиная с двухлетнего возраста гак и у взрослых. Этот тест, в основном, исслёдует вербальную сферу, и считать ребёнка одарённым можно при IQ, равном 124 баллам или выше.

Шкала Зеяслера также применяется для измерения общих умственных способностей. Она состоит из двух частей: вербальной шкалы, содержащей 5 субтестов, и шкалы действий, также содержащей 5 субтестов и ряд других тестов.

Страницы: 1 2 3 4 5


Характеристика творческих способностей и креативности
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ран ...

Приложения
1. Текст методики ШРЛТ Инструкция к первой группе суждений о самочувствии. В зависимости от самочувствия в данный момент зачеркните наиболее подходящую для вас цифру: «1» - нет, это совсем не так; «2» - пожалуй, так; «3» - верно; «4» -совершенно верно. 1. Вы спокойны 1 2 3 4 2. Вам ничто не угрожает 1 2 3 4 3. Вы находитесь в напряж ...

Экспериментальное осследование проблемы одиночества личности. Методика экспериментального исследования одиночества личности. Одномерные системы измерения одиночества личности
Глубокое внимание к переживанию одиночества. А также к способам его измерения возникло совсем недавно. Наиболее ранняя система измерения одиночества личности была создана Эдди (Eddy,1969). Опросник состоял из 24 пунктов, описывающих различную интенсивность одиночества: «Я чувствую себя покинутым», «Я испытываю чувство пустоты» и т.д. Эд ...