Psfine

Позитивная психология

Материалы » Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы » Развитие младшего школьника как субъекта познания других людей во внеклассной работе

Развитие младшего школьника как субъекта познания других людей во внеклассной работе
Страница 1

Работа по развитию младших школьников как субъекта познания других людей должна продолжаться и во внеклассной деятельности. Здесь возможны следующие направления:

1) использование тренингов по формированию наблюдательности по отношению к другому человеку;

2) работа по обеспечению более полного восприятия положительных качеств соучеников, прежде всего находящихся в изолированном положении, имеющих крайне ограниченный круг общения в классе.

Существует целый ряд методик по развитию у младших школьников направленности на другого человека, без которой невозможна полнота восприятия его облика. В передовой педагогической практике используются следующие упражнения:

1. «Улыбка».

Познакомить участников тренинга с многообразием смыслов, закодированных в художественном описании улыбки. Затем провести работу по расширению тезауруса понятий, используемых для обозначения ЭС, выражаемых в улыбке человека: радостная, милая, доверчивая, вымученная, деревянная, беззаботная, жалкая, униженная; улыбка радости и боли, лобная, торжествующая, победная, презрительная, трогательная, ласковая, застенчивая, блаженная, приветливая, бодрая, светлая и т. д.

Затем прейти к выполнению более сложных упражнений:

а) вычитать психологическое содержание описания улыбки в предложенных фрагментах текстов;

б) вычитать психологическое содержание описания улыбки, анализируя портретную живопись;

в) используя имеющийся тезаурус понятий, предлагается участникам тренинга изобразить улыбку:

- грустную

- горькую

- блаженную

- кроткую

- улыбку умиления

- восторга и т. д.;

г) составить психологическую партитуру описания улыбок, реально изображенных самими участниками тренинга.

2.

«Глаза. Взгляд».

Занятие проводится примерно по тому же сценарию, что и предыдущее. Дополнительно можно предложить домашнее задание:

а) понаблюдать за изменением выражения глаз (улыбкой) какого-то человека и составить партитуру его ЭС;

б) определить и описать ЭС героев телепередачи (еще лучше – одного из героев телефильма);

в) сделать зарисовки собственных ЭС, выраженных в невербальном поведении;

г) подобрать литературно-художественные примеры ЭС, выраженных посредством описания различных элементов внешней экспрессии.

3. «Жесты. Поза».

Техника выполнения этого упражнения идентична предыдущим. Дополнительно предлагаются те же домашние задания, но уже с задачей раскрытия индикативных возможностей всех названных элементов внешней экспрессии. Возможно использование репродукций портретной живописи, иллюстраций к художественным произведениям, фотографий, анализ мемуарной, биографической и эпистолярной литературы.

4. «Звуки голоса».

Используя многочисленные термины-понятия, обозначающие эмоциональные характеристики человеческих голосов, сначала обогатить тезаурус соответствующих понятий, а затем развить способность адекватного прочтения соответствующих ЭС, выраженных в звуках голоса. В качестве домашнего задания детям предлагается:

- составить словарь эпитетов и метафор, раскрывающих психологический смысл интонации;

- подобрать художественные тексты с соответствующими индикативными возможностями;

- записать собственный голос (в определенные промежутки времени или в специально моделируемых ситуациях);

- записать голос дикторов телевидения или радио, актеров – участников радиоспектаклей, а затем его интерпретировать;

- составить сценарий игры «Узнай голоса» и т. д.

5. «Настроение».

Инструкция: сейчас вы получите отпечатанные строки и строфы стихов, выражающих определенное настроение. Какие из них вам наиболее близки? Какие вы никогда не переживали, но хотели бы пережить? (см. Приложение 12) Что каждый из вас чувствовал? Что чувствовали другие члены группы? Какие стихотворения вызвали у вас особенно сильные переживания? Как вы думаете почему? Можно ли передать состояние в цвете? Изобразить в движении, жесте, мимике? Попробуйте сделать это.

6. «Визуализация».

Инструкция: послушайте вместе записанные на магнитофон фрагменты различных художественных текстов. Попробуйте не только представить услышанное, но и пережить те чувства, то настроение, которое «диктует» нам автор.

7. «Свободный танец».

Данное упражнение развивает эмпатию, способность проникать в мир чувств других людей, представляет возможность более глубокого осознания собственного внутреннего мира и понимания духовной жизни других людей.

Главное здесь – не уровень танцевального исполнительства, а умение выразить эмоции через движения.

8. Картина (фотография).

Выполняя это упражнение, можно идентифицироваться с висящей в комнате картиной или фотографией: проиграв ее сюжет, представить эмоциональное состояние изображенных людей и войти в мир их переживаний. Можно сочинить рассказ, притчу, стихи.

Страницы: 1 2 3


Агрессия как причинение ущерба или нанесение оскорбления
Из представления о том, что агрессия предполагает или ущерб, или оскорбление жертвы, следует, что нанесение телесных повреждений реципиенту не является обязательным. Агрессия имеет место, если результатом действий являются какие-либо негативные последствия. Таким образом, помимо оскорблений действием, такие проявления, как выставление к ...

Методика психологической диагностики МПЗ (индекс жизненного стиля – LSI). Описание диагностики LSI
Одним из способов диагностики механизмов психологической защиты является моделирование в эксперименте различных ситуаций на вербальном уровне с помощью специализированного опросника, разработанного на концептуальной (а не эмпирической) основе и стандартизированного в соответствии с принятыми правилами. Методику LSI, описанную в 1979 го ...

Главные формы и общие свойства психических элементов
Так как всякое содержание психического опыта бывает сложно по своей природе, то психические элементы в смысле, безусловно, составных частей психического ряда явлений представляют собой порождение анализа и отвлечения. Подобное отвлечение возможно только благодаря тому, что элементы связываются друг с другом в действительности различным ...