Развитие младшего школьника как субъекта познания других людей во внеклассной
работеСтраница 1
Работа по развитию младших школьников как субъекта познания других людей должна продолжаться и во внеклассной деятельности. Здесь возможны следующие направления:
1) использование тренингов по формированию наблюдательности по отношению к другому человеку;
2) работа по обеспечению более полного восприятия положительных качеств соучеников, прежде всего находящихся в изолированном положении, имеющих крайне ограниченный круг общения в классе.
Существует целый ряд методик по развитию у младших школьников направленности на другого человека, без которой невозможна полнота восприятия его облика. В передовой педагогической практике используются следующие упражнения:
1. «Улыбка».
Познакомить участников тренинга с многообразием смыслов, закодированных в художественном описании улыбки. Затем провести работу по расширению тезауруса понятий, используемых для обозначения ЭС, выражаемых в улыбке человека: радостная, милая, доверчивая, вымученная, деревянная, беззаботная, жалкая, униженная; улыбка радости и боли, лобная, торжествующая, победная, презрительная, трогательная, ласковая, застенчивая, блаженная, приветливая, бодрая, светлая и т. д.
Затем прейти к выполнению более сложных упражнений:
а) вычитать психологическое содержание описания улыбки в предложенных фрагментах текстов;
б) вычитать психологическое содержание описания улыбки, анализируя портретную живопись;
в) используя имеющийся тезаурус понятий, предлагается участникам тренинга изобразить улыбку:
- грустную
- горькую
- блаженную
- кроткую
- улыбку умиления
- восторга и т. д.;
г) составить психологическую партитуру описания улыбок, реально изображенных самими участниками тренинга.
2.
«Глаза. Взгляд».
Занятие проводится примерно по тому же сценарию, что и предыдущее. Дополнительно можно предложить домашнее задание:
а) понаблюдать за изменением выражения глаз (улыбкой) какого-то человека и составить партитуру его ЭС;
б) определить и описать ЭС героев телепередачи (еще лучше – одного из героев телефильма);
в) сделать зарисовки собственных ЭС, выраженных в невербальном поведении;
г) подобрать литературно-художественные примеры ЭС, выраженных посредством описания различных элементов внешней экспрессии.
3. «Жесты. Поза».
Техника выполнения этого упражнения идентична предыдущим. Дополнительно предлагаются те же домашние задания, но уже с задачей раскрытия индикативных возможностей всех названных элементов внешней экспрессии. Возможно использование репродукций портретной живописи, иллюстраций к художественным произведениям, фотографий, анализ мемуарной, биографической и эпистолярной литературы.
4. «Звуки голоса».
Используя многочисленные термины-понятия, обозначающие эмоциональные характеристики человеческих голосов, сначала обогатить тезаурус соответствующих понятий, а затем развить способность адекватного прочтения соответствующих ЭС, выраженных в звуках голоса. В качестве домашнего задания детям предлагается:
- составить словарь эпитетов и метафор, раскрывающих психологический смысл интонации;
- подобрать художественные тексты с соответствующими индикативными возможностями;
- записать собственный голос (в определенные промежутки времени или в специально моделируемых ситуациях);
- записать голос дикторов телевидения или радио, актеров – участников радиоспектаклей, а затем его интерпретировать;
- составить сценарий игры «Узнай голоса» и т. д.
5. «Настроение».
Инструкция: сейчас вы получите отпечатанные строки и строфы стихов, выражающих определенное настроение. Какие из них вам наиболее близки? Какие вы никогда не переживали, но хотели бы пережить? (см. Приложение 12) Что каждый из вас чувствовал? Что чувствовали другие члены группы? Какие стихотворения вызвали у вас особенно сильные переживания? Как вы думаете почему? Можно ли передать состояние в цвете? Изобразить в движении, жесте, мимике? Попробуйте сделать это.
6. «Визуализация».
Инструкция: послушайте вместе записанные на магнитофон фрагменты различных художественных текстов. Попробуйте не только представить услышанное, но и пережить те чувства, то настроение, которое «диктует» нам автор.
7. «Свободный танец».
Данное упражнение развивает эмпатию, способность проникать в мир чувств других людей, представляет возможность более глубокого осознания собственного внутреннего мира и понимания духовной жизни других людей.
Главное здесь – не уровень танцевального исполнительства, а умение выразить эмоции через движения.
8. Картина (фотография).
Выполняя это упражнение, можно идентифицироваться с висящей в комнате картиной или фотографией: проиграв ее сюжет, представить эмоциональное состояние изображенных людей и войти в мир их переживаний. Можно сочинить рассказ, притчу, стихи.
Психическое развитие ребенка в период новорожденности
Период новорожденности знаменует начало младенческого возраста и охватывает первые недели жизни малыша. Главной его особенностью выступает отсутствие поведения в собственном смысле слова. Наблюдаются лишь инстинктивные формы - безусловные рефлексы. Поведение ребенка связанно с выделением какого-то объекта из окружающего мира. Новорожден ...
Волевые процессы
Каждый аффект представляет собой связное преемство чувств, отмеченное характером цельности. Такой процесс может иметь двоякий исход. Или аффект уступает место обычному, более или менее изменчивому и сравнительно лишенному аффективной окраски гечению чувств — такие душевные волнения, замирающие без какого-нибудь окончательного результата ...
Роль матери в жизни ребенка
В природе существуют первичная и непосредственная связь матери и ребенка. Период сразу после родов — это время особо повышенной чувствительности, как для матери, так и для ее младенца. В сознании обоих прокладываются глубокие психологические борозды, которые радикально воздействуют на последующее поведение, в особенности на способность ...