Выявление сравнительного анализа уровня знаний, определяющего уровень
толерантности у подростков 8 классов МОУ СОШ №7 г. СегежиСтраница 1
Целью проведения данного исследования стало подтверждение гипотезы о том, что формированию толерантности как одного из свойств личности способствует правильная организация учебной и воспитательной работы[7].
Задачи были поставлены следующие:
– определить уровень сформированности толерантности у учащихся на начало эксперимента;
– разработать и реализовать программу работы элективного курса «Я, ты, мы – семья»;
– определить уровень сформированности толерантности у учащихся на конец эксперимента.
Исследования проводились на базе МОУ СОШ №7 г. Сегежи при участии учеников 8 «А» класса (классный руководитель Подколзина И.В.), и учеников 8 «Б» класса (классный руководитель Кожокарь М.Л.). На базе 8 «А» класса также велась работа элективного курса «Я, ты, мы – семья». Состав учащихся в каждом классе такой:
8 «А» класс – 24 ученика (14 девочек, 10 мальчиков);
8 «Б» класс – 23 ученика (15 девочек, 8 мальчиков).
Определение уровня знаний по сформированности понятий, определяющих термин «толерантность» было проведено в виде контрольного опроса, который содержал следующие вопросы:
1. Что такое «Я» и как ты это понимаешь?
2. У тебя есть друзья, как ты можешь объяснить понятие «Я и другие»?
3. Ты живешь вместе с мамой и папой, братом, сестрой, а что по твоему означает слово «семья»?
4. Ты не слушаешь взрослых, а правильно ли такое поведение?
5. Кто в твоей семье главный?
6. Как нужно себя вести в школе, в общественных местах, среди одноклассников?
7. Кто-то обижает слабого, как ты думаешь это злой, жестокий человек?
8. Ты не ссоришься с одноклассниками, значит боишься или проявляешь терпение, терпимость?
9. В твоем классе ученики разных национальностей, как ты к ним относишься, помогаешь им?
10. К вам в класс пришел новый ученик, он чернокожий, подашь ли ты ему руку?
Оценка знаниям давалась по следующим параметрам:
– полный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 – высокий уровень;
– достаточно полный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 – средний уровень;
– неполный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 – низкий уровень;
– неумение дать достаточно полный или неполный ответ на основные вопросы – группа риска.
Процентное соотношение данных опроса следующее:
8 «А» класс
100% – количество учащихся, принявших участие в опросе;
37% – количество учащихся, имеющих высокий уровень знаний;
50% – количество учащихся, имеющих средний уровень знаний;
12% – количество учащихся, имеющих низкий уровень знаний;
1% – количество учащихся, относящихся к группе риска
8 «Б» класс
100% – количество учащихся, принявших участие в опросе;
32% – количество учащихся, имеющих высокий уровень знаний;
45% – количество учащихся, имеющих средний уровень знаний;
20% – количество учащихся, имеющих низкий уровень знаний;
3% – количество учащихся, относящихся к группе риска
Графически это выглядит так:
Таблица 3 – процентное соотношение данных опроса
|

Таким образом, мы видим, что уровень знаний, определяющих уровень толерантности в 8 «А» классе явно выше, чем в 8 «Б» классе, но следует учитывать тот факт, что опрос проводился в начале учебного года. При этом нужно принять во внимание то, что балл выводился средний.
При анализе результатов опроса, выяснилось, что затруднения вызывают ответы на вопросы связанные с определением учащимися таких понятий как «я», «я и другие», «терпение» и «терпимость», «семья», «зло», «жестокость», что объясняется тем, что дети не в полной мере знакомы с этими понятиями недостаточно владеют информацией в данном направление, толерантность не достаточно развита.
Таким образом, определилась главная цель, которой нужно достигнуть при проведении формирующего исследования – это научить учащихся умению правильно объяснять и понимать суть понятий «я», «я и другие», «семья», «терпение», «терпимость», что поможет формированию толерантности, как одного из необходимых моральных качеств личности.
Определив в процессе проведения констатирующего опроса цель дальнейшего исследования, был составлен тематический план элективного курса «Я, ты, мы – семья».
Нужно отметить, что элективный курс даёт возможность проводить работу целенаправленно, сочетать групповые формы работы с индивидуальной, формировать познавательную активность учащихся. Деятельность элективного курса, являясь одной из форм внеклассной работы, как правило, направлена на достижение тех же задач, что и урок, но на ином, конкретном материале и иными средствами.
Отношения между типами личности и окружения
Так как реальная личность (как и окружение) содержит в себе элементы разных типов, то она может быть более или менее однородной, дифференцированной и конгруэнтной.
Понятие «однородность»
Данное понятие применяется как к типам личности, так и к типам окружения. Одни типы более схожи друг с другом, чем другие. Так, социальный и артистич ...
Агрессия как причинение ущерба или нанесение оскорбления
Из представления о том, что агрессия предполагает или ущерб, или оскорбление жертвы, следует, что нанесение телесных повреждений реципиенту не является обязательным. Агрессия имеет место, если результатом действий являются какие-либо негативные последствия. Таким образом, помимо оскорблений действием, такие проявления, как выставление к ...
Исследовательское поведение и творчество
Е.П. Торранс, автор одних из самых известных и широко используемых батарей тестов творчества (креативности) выдвинул следующее принципиальное положение. Валидный тест креативности невозможен в принципе. Причина этого состоит в противоречии между сущностью тестов и сущностью творчества. Тест – это стандартизованная процедура обследования ...