Сравнительный анализ социального статуса школьника и влияние на него тренинга общения
Социометрический статус – это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию в ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом – индексом социометрического статуса. Элементы социометрической структуры – это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т.д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко – либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству [6; 244].
На первом этапе проводилось исследование межличностных отношений в группе А по методике Социометрия и методике «Шкала самооценки Спилберга-Ханина». В исследовании принимали участие две группы школьников школы № 33 г.Минска. Тесты и методика Социометрия предоставлялись участникам двух групп до проведения тренинга. После проведенного исследования полученные данные были обработаны и внесены в сводную таблицу результатов.
По результатам были сделаны следующие выводы:
1. методика Социометрия до тренинговых занятий с группой А
Лидер |
Отвергнутый | |
15 |
32 |
15 |
2. методика Социометрия после тренинговых занятий с группой А
Лидер |
Отвергнутый | |
24 |
36 |
2 |
Таким образом, мы можем увидеть, что тренинг общения способствовал улучшению межличностных отношений в коллективе.
На втором этапе исследования мы проводили тренинг общения, а также диагностику эмоционального состояния после каждого занятия с группой А
, для того, чтобы проследить эмоциональное состояние участников после каждого занятия (по методике Спилберга-Ханина).
Сводную таблицу результатов тестирования мы привели в Приложениях 2–7.
Сравнительный анализ уровня эмоционального состояния участников тренинговой группы А до занятий, во время занятий и после их окончания позволят нам сделать вывод о том, что тренинг общения благоприятно влияет на уровень эмоционального состояния школьников.
С другой стороны в группе Б, в которой не проводились тренинговые занятия (данная группа являлась контрольной), эмоциональное состояние не изменилось.
На следующем этапе, после проведения тренинга общения была проведена повторная диагностика по методике Социометрия в обоих классах (Приложение 1.1). Где мы увидели, что социальный статус группы А значительно увеличился. Дети этой группы (группы А) стали более уверенными в себе, раскрыли свои коммуникативные умения, не боятся высказать свое мнение.
Таким образом, проведенное исследование подтверждает гипотезу о том, что психологическая поддержка необходима для улучшения межличностных отношений в коллективе и формирования высокого социального статуса школьника.
"Переключение и устойчивость внимания"
Задача исследования:
Исследование особенностей переключения и устойчивость внимания в умственной деятельности методом сложения чисел с переключением.
Порядок работы:
Экспериментатор предлагает испытуемому в течении 10 минут с возможно большей скоростью и точностью складывать два однозначных числа, написанных одно под другим. Сложение ...
Выводы экспериментального исследования
По результатам экспериментально-психологического исследования можно сделать выводы:
1. по результатам сравнительного анализа особенностей характера (по методике 16 PF Р.Кеттела) у руководителей высшего и руководителей среднего звена получены данные:
- руководители высшего звена и руководители среднего звена в равной степени проявляют ...
Ролевые предпочтения
Приведенный ниже способ определения ролевых предпочтений позволяет выявить созвездие ролевых предпочтений.
1) Отметьте на «радаре» Ваши ролевые предпочтения (качественно оцените сами себя).
2) Полезно дать сначала кому-нибудь (или нескольким людям) оценить Вас.
3) Перенеся на «прозрачку» Вашу самооценку и оценку других коллег, нало ...