Psfine

Позитивная психология

Материалы » Определение самооценки младших школьников методом сравнения оценки и самооценки » Роль семьи и учителя в формировании самооценки. Проблема оценивания в современной школе

Роль семьи и учителя в формировании самооценки. Проблема оценивания в современной школе
Страница 3

1. В результате давления с двух сторон (школа и семья) дети буквально с первого класса живут под страхом двойки. Дети впечатлительные, с неустойчивой нервной системой от единственной полученной двойки могут почувствовать себя настолько униженными, что у них формируется ярко выраженная отрицательно окрашенная эмоциональная реакция на учебный предмет и даже на школу и учебу вообще.

2. Школьная отметка часто выполняет функцию наказания.

3. Школьная отметка является малоинформативной. Ввиду грубости используемой шкалы отметка не позволяет фиксировать отдельные небольшие продвижения, оставляя ребенка в рамках того же показателя.

4. Расплывчатость и, зачастую, произвольность норм и критериев выставления отметки, непонятный ученику язык, на котором они формулируются, делают систему оценивания закрытой для учащихся, что мало способствует становлению и развитию самооценки, ставит их в зависимость от внешней оценки, от реакции на нее окружающих.

Поэтому главная проблема сегодня найти технологически приемлемую замену показателям текущих и итоговых достижений учащихся.

Вследствие всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что система оценивания на определенном этапе (пока ребенок не осознает, как и за что ему ставят именно эту отметку) должна быть безотметочной для ребенка, но учитель при этом должен постоянно отслеживать и контролировать учебные достижения ученика.

Безотметочное обучение:

1. не имеет травмирующего характера, сохраняет интерес к обучению, снижает психологический дискомфорт, тревожность;

2. создает возможность для формирования у учащегося оценочной самостоятельности;

3. способствует индивидуализации обучения (учитель имеет возможность зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения, т.е. обучать ребенка в зоне его ближайшего развития);

4. является информативным (позволяет судить о действительном уровне знаний и определять вектор дальнейших усилий).

Прежде всего, для решении данной проблемы следует различать понятия «оценка» и «отметка» и определить цель, которая заключалась в выходе на самооценивание учащимися своего труда, когда полученный балл свидетельствует не только об уровне знаний, умений и навыков ученика, но является свидетельством вдумчивой, кропотливой работы учителя и ученика по формированию критериев оценивания собственной деятельности, определению границ собственного знания и прогнозированию будущих успехов [15, с. 23-25].

Итак, был сделан краткий обзор разных подходов по развитию самосознания и самооценки, вследствие чего можно сделать вывод о том, что взгляды учёных не приходят к общему заключению. Была сделана полная характеристика самооценки, как понятия, с выделением структуры и видов, а также рассмотрение её особенностей характерных для младшего школьного возраста. Были выявлены основные факторы, влияющие на становление адекватной и устойчивой самооценки, а именно семейное и школьное воспитание. И в результате выше всего сказанного можно сделать вывод о том, что начало формирование личности происходит в младшем школьном возрасте, о чём свидетельствуют факты, приведённые в работе.

Страницы: 1 2 3 


Исследование ответственности в младшем подростковом возрасте. Проведение исследования
В данной исследовательской работе было использовано 7 различных методик : 1. Уровень субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера [3].( см. приложение 1.) 2.Способность к самоуправлению (ССУ) Н.М. Пейсахова. [13] (см. приложение 2) 3. Шкала G из 16-факторного личностного опросника Кеттела. (10 вопросов). (См. Приложение 3) 4. Тест описа ...

Исследование по личностным особенностям
1. Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма. Исследование проводилось по методике Айзенка, лабораторная работа №23. Цель работы: изучить темпераментальные характеристики личности: экстраверсию-интраверсию, нейротизм. Оборудование: текст опросника Айзенка, лист бумаги. Инструкция: испытуемым предлагается ряд утверждений об ...

Выводы теоретического исследования
По результатам теоретического исследования можно сделать следующие выводы: 1. Наличие у человека характера предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, чего-то от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи которые он себе ставит или на себя принимает, что определяется не единичным, случайным поступ ...