Psfine

Позитивная психология

Материалы » Определение самооценки младших школьников методом сравнения оценки и самооценки » Роль семьи и учителя в формировании самооценки. Проблема оценивания в современной школе

Роль семьи и учителя в формировании самооценки. Проблема оценивания в современной школе
Страница 2

Учителю важно помнить, что оценочная позиция младшего школьника меняется на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Первоклассник накапливает пассивный опыт оценивания под влиянием оценок учителя и родителей. Во 2-м классе ученик может анализировать результаты своей учебной деятельности и результаты деятельности своих товарищей под руководством учителя. В 3-м и 4-м классах учащиеся должны уметь анализировать и обобщать результаты своей учебной деятельности с большей самостоятельностью, по сравнению с второклассниками, разрабатывать пути корректировки результатов деятельности под руководством учителя. Владение навыками самооценивания и взаимооценивания будет способствовать более быстрой адаптации ребенка в среднем звене школы.

4. Собственный жизненный опыт

Самооценка складывается под воздействием определенного жизненного опыта, является результатом переоценивания человеком своих успехов и неудач. Поэтому важно научу школьников анализировать причины, которые способствовали их успеху и неудаче в конкретной ситуации, делать выводы и строить свою дальнейшую деятельность с учетом полученных выводов.

Анализ данных факторов позволил определить комплекс основных психолого-педагогических условий, способствующих формированию самооценки:

1. культура общения педагога и учащегося, учеников друг с другом, родителей с ребенком;

2. формирование учебной самостоятельности младшего школьника;

3. создание ситуации успеха в процессе организации учебной деятельности;

4. использование разнообразных (норм и методов обучения при организации учебной деятельности;

5. обучение младших школьников приемам самоконтроля;

6. обучение младших школьников приемам самооценивания и взаимооценивания, способам корректировки полученного результата;

7. осуществление целенаправленной работы с родителями[10, 17-21].

Для обучения младших школьников приемам самооценивания и взаимооценивания целесообразно использовать разнообразные формы оценивания:

1. Папки индивидуальных достижений. На каждого ученика должны быть заведены папки индивидуальных достижений, в которых накапливались контрольные, творческие работы учащихся, тематические оценочные листы по основным предметам (русский язык, математика, чтение).

2. Тематические оценочные листы. В оценочных листах фиксируется уровень обученности каждого ученика в виде определенных символов (1-й класс), например: «круг» - тема усвоена полностью, знания осознанные, прочные; «квадрат» - тема в целом усвоена; «треугольник» - тема усвоена не до конца; «отрезок» - тема не усвоена. При оценке по 5-балльной шкале (2-й класс) учителем даются письменные рекомендации ученику и родителям по ликвидации пробелов в знаниях, и подбирается материал для индивидуальной работы. Уровень обученности в оценочных листах фиксируется как учителем, так и самими учащимися, что позволяет отслеживать уровень объективности самооценки, планировать дальнейшую работу с каждым учеником. Для того чтобы ученик мог объективно оценить свои знания, учитель предлагает в начале изучения каждой темы критерии, по которым умения и навыки учеников будут оцениваться в рамках данной темы.

3. Дневники достижений. В данном дневнике ребята самостоятельно оценивают свои знания по 5-балльной системе по заранее предложенным критериям, выработанным учителем совместно с учащимися, оценки выставляются по основным темам. Учитель систематически проверяет эти дневники, выставляет рядом с оценкой учащегося свою отметку, дает рекомендации родителям. Родители регулярно проверяют дневники для самооценок, следят за выполнением рекомендаций учителя, задают вопросы учителю на страницах дневника.

Школьная отметка была и остается главным критерием работы ученика. В то же время можно выделить несколько несовершенств существующей системы оценивания и ее негативное влияние на ребенка, которое выражается, например, в следующем:

Страницы: 1 2 3


Объект и методы исследования.
Диагностика отклонений в поведении основывается на знании общих и специфических закономерностей психологического развития нормально развивающегося ребенка. Расстройства поведения характеризуются: • стойким, повторяющимся диссоциальным поведением (при котором нарушаются основные права других людей; нарушаются важнейшие соответствующие ...

Анализ и интерпритация результатов
Сравнительный анализ проявления тревожности показал, что в тренинговой группе А показатели уровня тревожности по методике Спилберга-Ханина до тренинга значительно выше, чем после. А в группе Б показатели остались неизменными. Затем полученные данные подверглись математической обработке для установления соотношения уровня тревожности гр ...

Психологические особенности судебной деятельности. Психология судьи
С психологической стороны деятельность по осуществлению правосудия имеет много общих черт, сходных психологических компонентов с деятельностью следователя. Однако сочетание этих компонентов имеет специфику. Если на предварительном следствии основной задачей является познавательная (поисковая) деятельность, то в суде ведущей становится к ...