Psfine

Позитивная психология

Общее понятие самооценки
Страница 2

Помимо уровня (высоты) самооценки выделяют и другие ее параметры: устойчивость (стабильность во времени), адекватность (правильность, истинность). Соответственно различают следующие виды самооценки: устойчивая и неустойчивая; адекватная и неадекватная; неадекватная оценка может быть завышенной и заниженной (рис. 1) [20, с. 93-94].

Неустойчивая

Самооценка

Устойчивая

Неадекватная

Адекватная

Завышенная

(высокая)

Заниженная

(низкая)

Рис.1. Виды самооценки.

Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая самооценка сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными самооценки разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих, смены критериев и т. п.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицательное влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная самооценка, а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая. Конфликтность самооценки может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер. Неустойчивость и конфликтность самооценки возрастает в критические периоды развития, в частности в подростковом возрасте.

По характеру временной отнесенности выделяются прогностическая, актуальная и ретроспективная самооценка.

Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе.

Младший школьный возраст, сензитивен для становления такого компонента самосознания, как самооценка, которая содержит оценку самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе, отношения к другим его членам. От того, как окружающие относятся к ребенку, зависит и его отношение к самому себе. От уровня самооценки зависит активность личности, ее стремление к самовоспитанию, ее участие в деятельности коллектива. Самооценка формируется, прежде всего, под влиянием результатов учебной деятельности. Но оценку этих результатов всегда дают окружающие взрослые, учитель, родители. Вот почему именно их оценка определяет самооценку учащихся начальных классов. Способность реагировать на себя с точки зрения других развивается в общении со взрослыми и сверстниками и в коллективной деятельности [24, с. 99].

Страницы: 1 2 3 4 5


Впечатления о первом семестре
Давайте рассмотрим на примере исследования, проведенного в Новосибирском университете, общую динамику состояний и проблем, с которым встречаются студенты в первом, наиболее сложном семестре. Внешне дело обстоит просто и буднично: лекции, семинары, контрольные недели, лабораторные занятия, зачеты, экзамены. Однако за этой будничностью ...

Особенности развития самооценки
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям [44, с.125]. Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой буд ...

Диагностическое исследование толерантности на основе экспресс – опросника «Индекс толерантности» по методике Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой
Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра «Гратис» был разработан экспресс – опросник «Индекс толерантности». В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области. Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальн ...