Psfine

Позитивная психология

Материалы » Позиция педагога в профессиональной деятельности » Анализ и интерпритация полученных результатов

Анализ и интерпритация полученных результатов
Страница 2

При обработке полученных результатов по «Методике наблюдения и анализа взаимодействия педагога с детьми» мы проанализировали особенности проявления каждого из структурных компонентов (представление об образе ребёнка (О), о целях деятельности педагогов (Ц), о планировании педагогической деятельности (П), о средствах деятельности (С), о готовности к гибкой коррекции поведения педагога при общении с детьми (К)).

Таблица 2

Результаты методики, исследующей структурные компоненты профессиональной позиции (в %)

Структурные компоненты

О

Ц

П

С

К

С оценкой 0

11,4

14,5

8,6

7,8

8,8

п

29,7

33,6

44,0

41,7

24,2

а

58,7

51,9

47,4

50,5

67,0

Обращает на себя внимание тот факт, что характер ответов, отнесенных нами к структурным компонентам "представление об образе ребёнка" и "готовность к гибкой коррекции собственного поведения при общении с детьми", свидетельствует о выраженной ориентации воспитателей на авторитарную позицию. Педагог, исполняя роль ведущего, направляющего, "непогрешимого" идеала, старается приблизить реального ребёнка к идеальной конструкции, которую сам же спроектировал и выстраивает. У значительной части обследуемых (41,9%) наблюдался существенный "разрыв" в показателях ориентированности на партнерскую и авторитарную позиции на "декларативном" и "ценностном" уровнях профессионального сознания. Этот факт, на наш взгляд, может являться одной из причин преобладания в школьном образовании авторитарной модели взаимодействия с детьми.

Анализ результатов наблюдения за взаимодействием педагогов показал, что при организации урока и свободного общения с детьми, также как и при организации занятий, педагоги проявляют большую собственную речевую активность, чаще всего занимают позицию организатора, лидера, и, как следствие, лишают детей возможности проявить собственную речевую активность.

Анализ направленности обращений и высказываний показал, что педагоги чаще всего взаимодействуют в разных контекстах (урок, свободное общение) с детьми, которых мы обозначили как "инициативные" и "активные", чем с "наблюдающими" и "пассивными"; большинство из воспитателей, принявших участие в эксперименте, вступают в диалог с теми детьми, которые быстрее других детей понимают и принимают познавательную и игровую задачу, активнее действуют. Свободная работа детей часто превращается в организованное, регламентированное мероприятие, где педагог занимает "лидирующую", авторитарную позицию.

Анализ функций высказываний педагогов показал, что во всех контекстах взаимодействия с детьми (на уроках, в свободном общении) большинство педагогов (около 70%) адресуют детям инструктирующие обращения: количество их составляет около 30% от всех обращений и высказываний педагогов. Это свидетельствует о том, что и при проведении занятий, и в свободном общении, и даже во внеклассном педагоги ориентированы более всего на то, чтобы показать детям образцы действий, поступков, поведения в четкой, заранее запланированной педагогом последовательности.

Педагоги чаще всего привлекают внимание детей, инструктируют, регламентируют их деятельность и действия. Значительно реже на практике педагоги своими высказываниями и обращениями побуждают, стимулируют детей к решению различного рода задач, поддерживая в ситуациях успеха и неудачи.

Методика 3.

В основе профессиональной деятельности педагога лежит сочетание мотивов - общетрудовых, педагогических и специфических для высшей школы. Для разработки системы управления мотивацией и эффективного стимулирования преподавательского труда необходимо выявить структуру мотивов профессиональной деятельности преподавателей и охарактеризовать мотивационный климат.

Результаты проведенной методики представлены в следующих диаграммах:

Диаграмма 3.

Мотивы выбора профессии как места работы

Страницы: 1 2 3 4


Профессиональное обучение
На протяжении столетия профессиональная ориентация и профессиональное обучение шли рука об руку, ориентируясь, прежде всего на лиц подросткового возраста, исходя из посылки «обучение и профессия — на всю жизнь». Изменение государственного устройства России и Украины, структурные изменения в экономике, появление института безработных в н ...

Сущность межличностных отношений
Межличностные отношения — это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. Межличностные отношения включают: 1) восприятие и понимание людьми друг друга; 2) межличностную привлекательность (притяжение и симпатия); 3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое). Компонент ...

Развитие мозговых структур внимания
В соответствии с общими представлениями о структуре высших психических функций, все высшие психические функции произвольны по способу своего осуществления. Их произвольная регуляция достигается непосредственно при участии внимания. Произвольность высших психических функций (или сложных форм психической деятельности) означает возможност ...