ВыводыСтраница 2
9) 35,7% Испытуемых (все дизайнеры, 1 юрист и 1 психолог) характеризуются высоким уровнем профессиональных притязаний, 42,8% (остальные психологи и 1 юрист) – средним и 21,5% (все медики) – низким. Что также не соответствует результатам того же исследования [4], согласно которому, около 70% студентов ориентированы на средний уровень, 29,4% - на низкий и только 1-3% - ориентированы на высокий уровень профессиональных притязаний.
10) Каждая из обследованных групп студентов отличается характером взаимосвязи и взаимовлияния процессов личностного и профессионального развития. Так, у дизайнеров и психологов, эти процессы тесно взаимосвязаны. Но, если профессиональная деятельность дизайнеров является основным смыслообразующим фактором их самореализации и инициирует и ведет за собой развитие их личности, то у психологов, личностное развитие все же доминирует. Профессиональное развитие является, с одной стороны - опорой (в некоторых случаях толчком) для дальнейшего психологического развития, а с другой – с течением времени, становится лишь одним из нескольких (не всегда основным) направлений самореализации психолога. У медиков, наоборот, наблюдается четкая дифференциация профессионального и психологического развития их личности. Профессиональное развитие и будущая профессиональная деятельность является лишь средством достижения определенного социального статуса, материального благополучия и т.п. Таким образом, профессиональная деятельность и возможные профессиональные достижения не рассматриваются нашими респондентами-медиками в качестве основного или приоритетного направления их самореализации.
11) Уже при поступлении в ВУЗ, 50% наших респондентов (4 психолога, 1 юрист, 1 дизайнер и 1 медик) столкнулись с первыми трудностями. Так, шестеро из них поступили только со второго или третьего раза, а один поступил на коммерческой основе. В первые годы обучения У 42,8% испытуемых (все дизайнеры и медики) возникли некоторые трудности внешнего характера, связанные с особенностями учебной программы их ВУЗов. Так, основные трудности дизайнеров были связаны с содержанием учебной программы факультета «Дизайн и искусство» ЮРГИ, а трудности медиков, скорее, со структурой учебного процесса в медицинском университете. На третьем-четвертом курсах большинство наших испытуемых (78,6%) столкнулись с проблемой разочарования либо в своих представлениях об учебном процессе в ВУЗе, либо в выбранной профессии, либо в соответствии собственных возможностей и способностей, требованиям и специфике выбранной профессиональной деятельности. Так, большинство респондентов-психологов были разочарованы, прежде всего, в учебном процессе, тогда как медики - в выбранной профессии. Вместе с тем, два психолога были разочарованы в соответствии качеств своей личности, требованиям выбранной профессии.
Других трудностей профессионального или личностного развития наши испытуемые не видят. Однако, накопленные в ходе нашего исследования сведения, позволили спрогнозировать возможное возникновение некоторых проблем. Так, ограниченность сферы интересов дизайнеров и чрезмерная их вовлеченность в профессиональную деятельность может стать причиной формирования и развития целого ряда личностных кризисов, вплоть до суицидального, а неопределенность планов дальнейшего трудоустройства психологов и медиков может стать фактором, затрудняющим процесс их профессионального развития.
Таким образом, подтверждена гипотеза о том, что студенты, приобретающие разные специальности, в процессе профессионального и психологического развития сталкиваются с трудностями различного характера. Также подтвердилась и вторая гипотеза о том, что специфика и динамика трудностей профессионального и психологического развития студентов зависит от степени соответствия индивидуально-психологических характеристик их личности, требованиям и особенностям выбранной профессии.
Эмпирическое исследование индивидуальных психофизиологических особенностей
специалистов БЖД. Методическое обеспечение исследования
Подготовка и воспитание специалистов БЖД высокого класса немыслимы без конкретного знания их личностных качеств, в том числе характера, способностей, темперамента и убеждений. Поэтому психолог в ходе психолого-педагогического общения изучает индивидуальные психологические особенности каждого специалиста. При этом используются такие мето ...
Как не утонуть в море информации?
Огромную часть информации в процессе обучения в вузе студент получает в форме лекций. Практика большинства современных преподавателей свидетельствует о слабой эффективности усвоения студентами лекционного материала. Лекции, как правило, более или менее тщательно конспектируются студентами, но часто без понимания и осмысления. Это обычно ...
Анализ полученных
данных
Для проведения эмпирического исследования данной дипломной работы было опрошено 34 руководителя компании «Титул». Из них с небольшим стажем работы (до 5 лет) - 13 человек, со средним стажем работы (от 6 до 9 лет) - 8 человек, с большим стажем работы (10 и более лет) - 13 человек.
Для определения третичного фактора (стрессоустойчивости) ...
