Psfine

Позитивная психология

Динамика ценностных ориентаций молодежи
Страница 2

Особо хотелось бы подчеркнуть тревожащий факт: приведенные данные, а также результаты исследования Гаврилюк и Трикоз [14] наглядно свидетельствуют о явном пренебрежении современной молодежью собственной жизнью. Так, согласно исследованию [14], утверждение «Жизнь высшая ценность – только закон может посягнуть на нее» занимает последнюю строчку в ряду смысложизненных ценностей современной молодежи! (см. прил. 3. табл. 1)

Также были установлены ценностные диспозиции современной молодежи в Отношении продолжения рода. Так, например, бездетными видят себя 5,8% (главная причина — занятость производством или общественной деятельностью); одного ребенка планируют 24,4%; двух — 58,1%; трех — 9,4%, четырех и более — 2,3%. К сожалению, этот расклад не обеспечивает даже простого воспроизводства интеллигенции. Семья остается традиционно привлекательной ценностью, однако связывать себя брачными узами молодежь не спешит: девушки планируют замужество в 25 лет – после достижения "независимого и стабильного положения в обществе", юноши — еще позже.

Социализационные ценности

Анализ социализационных ценностей показал, что в процессе социализации молодежь усвоила основной принцип рыночных отношений, какую бы сфер он не затрагивал: Профессиональную, экономическую, политическую либо духовную: “главное — инициатива, предприимчивость и поиск нового”.

В связи с профессионализацией, нельзя не обратить внимание на практически поголовную — 75–85% заинтересованность гуманитарного студенчества в гуманитарном знании и столь же единодушное пренебрежение естественными и техническими науками. Негуманитарное студенчество более любознательно: отдавая приоритет математике, химии, компьютерным технологиям, 20–25% ощущают интерес к литературе, истории, философии [64].

В ходе того же исследования [64], были получены Интересные результаты в отношении студентов к религии. Массовой опрос показал, что 6,5% гуманитарных студентов и 4,9% негуманитариев склонны считать себя глубоко верующими людьми; атеистами признали себя соответственно 18,2% и 31,0%. Подавляющее большинство студентов - более двух третей - это не определившиеся в религиозном отношении люди. Однако данные, полученные в ходе индивидуальных и групповых интервью, показали совсем другие результаты, согласно которым, верующими оказались 38,5%. Конфессионально колеблющиеся студенты (32,9%) питают надежду, что Бог есть. Атеистически настроенной оказалась почти треть участников интервью (28,6%), что также гораздо больше числа атеистов, обнаружившихся при анонимном массовом опросе (18,2%). Таким образом, религиозная приобщенность не воспринимается студенчеством как обязательное условие социализации. 48,6% респондентов не посещают храмов, 42,8% бывают там раз в месяц или реже, только 8,6% чувствуют потребность регулярно бывать за церковной оградой. Еще меньше социализация связывается с гражданско-политической определенностью.

Это же исследование [64] подтверждает положение о политической пассивности постсоветской молодежи, о том, что ее мало интересуют проблемы политики и гражданственности. Так, например, гражданскую позицию студенчества характеризует следующее распределение мнений: А. "Осознаю себя гражданином России, знаю свои конституционные права и обязанности, будущее страны глубоко меня волнует" — 45,0% гуманитариев и негуманитариев. Б. "Не задумываюсь над будущим страны, предпочитаю заниматься личными делами, хотя гражданство хочу сохранить" — 27% первых и 31% вторых; В. "Охотно поменяю гражданство, если это окажется, выгодным и полезным для меня" — соответственно 28% и 24%. Более того, согласно исследованию Гаврилюк и Трикоз [14], 70% опрошенных считают, что человек должен жить в той стране, где ему больше нравится (см. прил. 3. табл. 1).

Отношение к политике таково: интересуются политикой, принимают участие в выборах — 22% и 18,7% соответственно. Иногда участвуют в выборах — около 70,3% респондентов; Не участвуют в выборах и политикой не интересуются — 7,7% гуманитариев и 11,6 % негуманитариев. В личных и групповых интервью студенты поголовно заявили о своей аполитичности, о недоверии к политике и политиканству, о разочаровании в демократических идеалах. В том, что "глас народа — глас божий" уверены 6% гуманитариев и 2,5% негуманитариев, но зато сентенцию Ф. Шиллера "большинство — это безумие, ум ведь лишь у меньшинства" разделяют 62% гуманитариев и 71% негуманитариев.

Страницы: 1 2 3


Экспериментальное изучение профессионально-личностной позиции педагога. Ход и методы исследования
Цель экспериментальной работы - выявление профессиональной и личностной позиции педагога. Эмпирической базой исследования являлись школы г. Калуги и Калужской области. Выборка для исследования – 28 человек. В эксперименте принимали участие преподаватели вуза и педагоги школ. Исследование проводилось в течение пяти месяцев. В ходе иссл ...

Агрессия и намерение
В нашем определении термин агрессия предполагает действия, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве. К сожалению, введение критерия намеренного причинения ущерба порождает немало серьезных трудностей. Во-первых, вопрос в том, что мы подразумеваем, говоря, что один человек намерен навредить другому. Обычное объ ...

Рекомендации
На основании проведенного исследования мы представляем положения, которые могут быть использованы как рекомендации специалистам, занимающихся подготовкой специалистов по специальности 050104 “Безопасность жизнедеятельности” и другими специалистами, занимающихся психолого-педагогической подготовкой специалистов, работающих в экстремальны ...