Psfine

Позитивная психология

Материалы » Психолого-педагогическая подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности (БЖД) » Теоретические основы психолого-педагогической подготовки специалистов БЖД. Сущность, основные задачи и методы психолого-педагогической подготовки специалистов БЖД

Теоретические основы психолого-педагогической подготовки специалистов БЖД. Сущность, основные задачи и методы психолого-педагогической подготовки специалистов БЖД
Страница 2

Утомление - это физиологическая реакция организма на любую деятельность. Оно проявляется в снижении 'количества и качества выполняемой работы и в нарушении координации рабочих функций. Наиболее типичный признак утомления - понижение чувствительности различных анализаторов и функциональных систем (зрения, слуха, обоняния, рецепторов, воспринимающих тепло и холод, положение тела и конечностей). Отмечается снижение мышечной массы, скорости двигательных реакций, выносливости, умственной деятельности. Если регулярно нарушается режим труда и отдыха, то происходит суммация явлений утомления, и в результате развивается состояние переутомления [16].

Переутомление с физиологической точки зрения - это перенапряжение возбудительного и тормозного процессов в коре больших полушарий мозга. Поэтому оно может рассматриваться как патологическое состояние. Первые признаки переутомления - нарушение ночного сна, повышенное чувство усталости, не проходящее после обычного отдыха. Но с жалобами на это редко кто обращается к врачу. Обосновать заключение о переутомлении можно по внешним объективным признакам: неустойчивое настроение, некоторая вялость, снижение активности и интереса к делу. Наблюдаются ошибки в трудовой деятельности, главным образом в результате нарушения функций внимания, особенно вследствие затруднений в распределении и переключении его (появляется так называемая забывчивость). Нередко при объективном обследовании врач может выявить также тахикардию, тремор пальцев рук, изменение реакций при проведении функциональных проб, повышенную потливость. Столкнувшись с такими явлениями, он должен отстранить человека от работы, тренировок, рекомендовать снизить нагрузки, упорядочить режим отдыха и питания, провести необходимые восстановительные мероприятия [16].

Для более глубокой и полной оценки состояния специалиста большое значение имеет, кроме психолого-педагогического наблюдения, самоконтроль, т.е. самостоятельное регулярное внимание к своему здоровью, физическому развитию, выявление влияния на организм работы в экстремальных ситуациях путем оценки субъективных ощущений и некоторых объективных данных.

Специалисты БЖД - это в основном молодые люди, энтузиасты избранной ими профессии. Они нередко переоценивают свои возможности и, стремясь побороть недомогание, преодолеть усталость и выполнить порученное им дело в чрезвычайно сложных ситуациях, скрывают от медиков, что нарушают режим труда и отдыха. В таких случаях немалое значение имеет взаимоконтроль. Это, конечно, дело очень тонкое, требующее проведения в коллективе определенной кропотливой работы, направленной на изжитие таких качеств, как ложный стыд, круговая порука. И, однако, необходимо добиваться, чтобы специалисты, осуществляя само- и взаимоконтроль, своевременно сообщали бы обо всех изменениях в состоянии здоровья (самочувствии) врачу или психологу. Проявляя максимум деликатности и тактичности, врач вместе с психологом помогут им восстановиться, повысить работоспособность. Эффективность и безопасность профессиональной деятельности зависит как от качеств, характеризующих состояние здоровья человека, так и от его психофизиологических свойств [6].

Страницы: 1 2 3 4


Внутренняя позиция личности как отношение
Взгляды отечественных ученых на позицию как отношение личности разнообразны и отличаются как по определению объекта отношения, так и по глубине раскрытия понятия. Неугасающий на протяжении последних десятилетий интерес к позиции как отношению можно объяснить вниманием к «внутренним условиям», через которые действуют «внешние причины» (с ...

Основные характеристики личностного развития
Личность – это Относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. При этом особое значение придается идентификации личности. При т ...

Коммуникативное пространство в группе
Коммуникации в группах: организация «коммуникативного пространства» Если организация людей (рабочая группа) планирует успешное развитие региона, то для успе­ха дела она должна быть способна спланировать и свое собственное успешное взаимодейст­вие. В связи с этим возникает необходимость в разработке и организации "коммуникативного ...