Psfine

Позитивная психология

Детерминация возникновения девиаций в поведении подростков
Страница 4

• половое созревание, протекающее в подростковом возрасте, вызывает весьма серьезные проблемы в сфере взаимоотношения полов в этот период, что также может служить толчком к асоциальным проявлениям.

Важно учесть, что кризисность подросткового возраста может быть преодолена при условии, если учебно-воспитательный процесс, воспитательные условия взрослых будут строиться с учетом психофизиологических закономерностей, тех сложных изменений, которые переживает подросток.

Помимо психофизиологических предпосылок, которые характеризуют нормальное развитие в этом возрасте, существуют психобиологические предпосылки асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию подростка. К ним относятся:

1. Нервно-психические заболевания и отклонения. Психические патологии (олигофрения, психозы, психопатии, неврозы) зачастую тесно связаны с неблагоприятными конфликтными отношениями в семье.

2. Социальная адаптация умственно отсталых детей. Умственная отсталость затрудняет социальную адаптацию. При особых неблагоприятных условиях они легко попадают под десоциализирующее влияние взрослых (преступников).

3. Пограничные явления, проявляющиеся у детей с отклоняющимся поведением. А.Е. Личко выделяет 11 типов акцентуации характера.

Акцентуации характера это «крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего прослеживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим».

Причины, приводящие к акцентуации характера, связаны прежде всего, с условиями семейного воспитания, а также с различными повреждениями головного мозга (черепно-мозговые травмы и т.п.). Чаще всего эти факторы на столько взаимосвязаны, что вызывают серьезные затруднения при определении первопричинности поведения подростка.

Поэтому эффективная профилактика отклоняющегося поведения должна предполагать комплекс мероприятий, как социально-педагогического, так и медико-социального характера, направленных на оздоровление среды и коррекцию поведения подростков.

Завершая рассмотрение проблемы психобиологических предпосылок асоциального поведения, можно сделать такие выводы:

- В качестве психобиологических предпосылок отклоняющегося поведения могут выступать различные нервно-психические отклонения и патологии, акцентуации характера, отставания в умственном развитии.

- Эффективная ранняя профилактика может быть обеспечена лишь путем применения широких комплексных мер социально-педагогического, организационно-административного и медико-педагогического характера.

- Важным условием эффективной воспитательно-профессиональной деятельности является повышение уровня психолого-педагогических знаний воспитателей, родителей, что позволит минимизировать количество педагогических ошибок, которые особенно часто совершаются из-за незнания возрастных особенностей подросткового возраста.

Страницы: 1 2 3 4 


Диагностика исследования эмоционального выгорания и тревожности педагогов и медработников. Методика В.В. Бойко «исследование эмоционального выгорания»
БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: Исследование проводилось в одной средней школе города Ижевска и детском дневном стационаре. Испытуемыми стали 30 педагогов и 30 медработников, работающих с детьми, с разными профессиональными стажами. Тестирование испытуемых проводилось небольшими группами или индивидуально. Испытуемые получали инструкции и бланки от ...

Исследование психологического статуса детей раннего возраста.
Психологический статус – положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах один и то же человек может иметь разный психологический статус. Ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, они проявляются косвенно – через отставание в развитии, каприз ...

Раскройте понятие о воле и волевом акте
Воля – это сознательное регулирование личности своих действий, поступка, проявляющиеся в умении преодолеть трудности при достижении цели. Следовательно, воля, так же как и восприятие, мысли, воображение служит регулятором поведения. Воля есть сознательное направление умственных и физических усилий на достижение цели или сознательное сд ...