Psfine

Позитивная психология

Понятие зависимость
Страница 1

Аддиктивное поведение (зависимое) характеризуется стремлением к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния. Уход от реальности путём изменения психического состояния может происходить при использовании разных способов. Каждого человеку иногда хочется изменить своё психическое состояние. Иногда необходимо избавиться от угнетённости, «сбросить» с себя психическую усталость, отвлечься от неприятных размышлений, заставив себя по-иному посмотреть на событие, создать у себя необходимую мотивацию, почувствовать смысл какого-то явления. Для этого у каждого человека есть свой способ, переходящий в привычку, становящийся стереотипом. Иными словами, элементы аддиктивного поведения свойственны любому человеку, уходящему от реальности путём изменения своего психического состояния. Зависимость (аддикция) в полной мере присутствует тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей. Это приводит к отрыву от реальности. Человек не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своём развитии.

Развитию аддикции способствует то, что человек имеет предрасположенности к аддикциям.

1.

Биологическая предрасположенность — это своеобразный для каждого человека способ реагирования на различные воздействия, например, на алкоголь. Если алкоголь резко изменяет психическое состояние человека, то такой человек склонен к алкоголизму. Существуют национальные особенности реакции на алкоголь и другие вещества. Известно, что северные народы становятся алкоголиками быстрее и от меньшего количества алкоголя, чем южные народы.

2.

Психологическая предрасположенность — это чаще всего созависимое строение личности, неумение справляться со стрессам и проблемами, потеря контакта с собственными чувствами и потребностями, низкая самооценка. На языке ТА-терапии, склонные к зависимостям люди имеют в своём сценарии послания «Не живи», «Не вырастай», «Не будь значимым», «Не будь в порядке», «Не будь близким», «Не думай», «НЕТ».

3.

Социальная предрасположенность характеризуется тем, что семья и окружающее сообщество не показали ребёнку других способов справляться с проблемами и расслабляться, кроме как изменить психическое состояние каким-либо способом. В семье и в ближайшем окружении поступали именно так. Ребёнок, выросший в такой среде, не видит для себя возможности изменить эту обстановку, воспринимая её как единственно возможный для себя вариант, предложенный жизнью. Он объективно делает всё, для того, чтобы сохранить себя, найти способ существования в этой обстановке и в дальнейшем повторить её в условиях новой семьи (своей). Механизм ухода от реальности выглядит следующим образом. Выбранный человеком способ подействовал, понравился и зафиксировался в сознании как действующее средство, обеспечивающее хорошее состояние. Аналогичного состояния можно достичь с помощью получения эмоциональной поддержки от другого человека. Однако этот другой человек порой бывает непредсказуем и озабочен своими собственными проблемами. К тому же человеку не всегда хочется осложнять жизнь другим людям. С этим связан элемент предпочтения, привлекательности и соблазна выбранного способа изменения своего состояния, который человек начинает всё более часто повторять. Повторения приводят к снижению стрессоустойчивости и способности справляться с проблемами. В дальнейшем встреча с трудностями, требующими принятия решения, автоматически заменяется приятным уходом от проблемы с переносом её решения «на завтра». Постепенно волевые усилия снижаются, т.к. зависимость бьёт по волевым функциям, способствуя выбору тактики наименьшего сопротивления. Снижение переносимости трудностей, уход от их преодоления приводит к накоплению нерешённых проблем. На этом фоне начинается формирование личностных изменений. Появляется «двойная жизнь», состоящая из прежней «нормальной» жизни и жизни с зависимым поведением (с аддиктивными реализациями).

Страницы: 1 2


Сравнительная характеристика ненаучного (житейского) и научного психологического знания [15, 9, 14]
Ненаучное (житейское) знание Научное психологическое знание источник получения знания паранаучными — знания несовместимые с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара от греч. — около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным ...

Общая характеристика самооценки учащихся начальной школы. Исследование самосознания в трудах отечественных и зарубежных психологов
А.Н. Леонтьев, характеризуя проблему самосознания как проблему высокого жизненного значения, венчающую психологию личности, расценивал ее в целом как нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа. Действительно, до настоящего времени не существует более или менее определенной и общепризнанной трактовки этой особой субъекти ...

Определение понятия “развитие”
Мы начнём с определения самого понятия “развитие”. В психологии этот термин подразумевает сложный процесс, определяемый рядом признаков, которые выделил Л.С. Выготский. Первый признак заключается в том, что при всяком изменении субстрат, лежащий в основе развивающегося явления, остается тем же самым. Второй ближайший признак заключаетс ...