Psfine

Позитивная психология

Материалы » Применение рисуночных методик при работе в группе с подростками зависимыми от психоактивных веществ » Теоретический анализ возможностей рисуночных методик при работе в группе с подростками зависимыми от психоактивных веществ. Взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему изучения подрост

Теоретический анализ возможностей рисуночных методик при работе в группе с подростками зависимыми от психоактивных веществ. Взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему изучения подрост
Страница 2

Л. С. Выготский отмечал, что все психические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами. Л.С. Выготский считал, что возникновение интересов в большей степени составляет содержание социо-культурного развития ребенка, чем его биологического формирования. По словам Л.С. Выготского, механизмы поведения подростка начинают действовать в совершенно ином внутреннем и внешнем мире, в этом возрасте происходит превращение влечения в интерес.

Л.С. Выготский, как и Ж. Пиаже, особое внимание обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления, по Л.С. Выготскому, заключается в овладении подростком процессом образования понятий, что ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, к новым способам поведения. Глубокие, фундаментальные изменения прежде всего происходят в содержании мышления подростка (понятийное мышление). С образованием понятий подросток начинает лучше понимать и самого себя, свой внутренний мир. Одновременно с этим его внимание во все большей степени начинает направляться на других людей. Изменения в содержании мышления неизбежно ведет к изменению его формы. В подростковом возрасте формируется логическое мышление, которое Л.С. Выготский определяет как "понятие в действии". Психические функции в этом возрасте представляют собой сложную иерархическую систему, где центральной или ведущей функцией является функция образования понятий, а все остальные функции интеллектуализируются, перестраиваются под влиянием мышления. Мышление в понятиях, по Л.С. Выготскому, связано со свободой и намеренностью действий. Согласно Л.С. Выготскому, существенные изменения происходят в подростковом возрасте и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение уходит в сферу фантазии. В подростковом возрасте психические процессы впервые приобретают личный характер. Теперь, подчеркивает Л.С. Выготский, "человек сам осознает себя как известное единство". Формирование личности - одно из самых последних изменений в подростковом возрасте - Л.С. Выготский связывает с развитием рефлексии и самосознания. Рефлексия, в понимании Л.С. Выготского, - это отражение собственных процессов в сознании подростка. Развитие рефлексии у подростка, писал он, не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с ее возникновением для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Возникновение самосознания, по Л.С. Выготскому, означает переход к новому принципу развития - к овладению внутренней регулировкой психических процессов и поведения в целом. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л.С. Выготский, зависит от культурного содержания среды. Именно поэтому личность "не есть что-то постоянное, извечное, само собой разумеющееся, но есть историческое образование, характерное для известной ступени и формы развития".

В соответствии с теорией деятельности подлинное рождение личности выступает как событие, которое меняет ход всего последующего психического развития. В подростковом возрасте становление личности прямо связано с осознанием себя как личности. А.Н. Леонтьев подчеркивает, что проблема самосознания личности не сводится к знанию человека о самом себе, самосознание - это осознание себя в системе общественных отношений.Д.Б. Эльконин

Страницы: 1 2 3


Обработка и анализ результатов
При оценке результатов прежде всего выявляют различия во времени, которое испытуемый тратит на отыскание чисел одной таблицы. В среднем на одну таблицу тратится от 30 до 50 сек., чаще всего 40— 42 сек. Бывает, что испытуемый называет и показывает ряд чисел со скоростью 1—1,5 сек. на число, а затем вдруг не может найти какое-либо одно ч ...

Эмпирическое и теоретическое обобщение в психологии
Обобщение - познавательный процесс, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств окружающего мира. Простейшие виды обобщения осуществляются уже на уровне восприятия - , проявляясь как константность восприятия - . На уровне человеческого мышления - обобщение опосредствуется применением общественно выработанных ору ...

Теоретический анализ возможностей рисуночных методик при работе в группе с подростками зависимыми от психоактивных веществ. Взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему изучения подрост
Особенности подросткового возраста широко рассматриваются как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Многосторонний анализ подросткового возраста в европейской и американской психологии развития, несмотря на одностороннюю, в основном натуралистическую, биологизаторскую трактовку этого периода жизни, составляет необходимый фон д ...