Psfine

Позитивная психология

Материалы » Социальная психология » История отечественной социальной психологии

История отечественной социальной психологии
Страница 3

Третий блок проблем в этот период был связан с практической ориентацией социальной психологии. К этому периоду относятся исследования школьных коллективов, формирования личности, механизмов взаимоотношений коллектива и личности, роли руководителя в педагогическом процессе. Зарождалась практическая психология отношений.

Продолжает развиваться промышленная проблематика в социальной психологии. Особое внимание привлекает психология производственных бригад, коллективный стахановский труд, ударничество, развитие индивидуального и коллективного трудового соревнования. Объектами психологических исследований стали проблемы инициативности, влияния оценок членов группы на развитие творчества, на производительность труда.

Возрождение социальной психологии (вторая половина 50-х - вторая половина 70-х гг. XX в.). Этот период характеризуется «потеплением» общей атмосферы, ослаблением администрирования в науке, снижением идеологического контроля, демократизацией во всех сферах жизни. Психологическая наука в 1950-х гг. отстояла свое право на самостоятельное существование в острых дискуссиях с физиологами. Общая психология стала надежной опорой для развития социальной психологии.

В нашей стране начался период возрождения социальной психологии, которая формировалась как самостоятельная наука. Критериями ее самостоятельности выступили:

— осознание представителями этой науки уровня ее развития, состояния ее исследований;

— определение места данной науки в системе других наук;

— определение предмета и объектов ее исследований;

— выделение и определение основных категорий и закономерностей;

—институционализация науки;

—подготовка специалистов, публикации трудов, учебников;

—организация съездов, конференций, симпозиумов.

Этим критериям соответствовало и общее состояние социальной психологии в нашей стране. Начало расматриваемого периода связывают с дискуссией по социальной психологии, открывшейся публикацией статьи А.Г. Ковалева «О социальной психологии»[1]. Эти дискуссии продолжались в журналах «Вопросы психологии», «Вопросы философии», на II съезде психологов СССР, на многочисленных конференциях, семинарах и т. д. Содержанием дискуссий были предмет социальной психологии, ее место в системе наук, методы исследования, практический потенциал, основные направления ее дальнейшего развития и актуальные задачи.

Завершением четвертого периода, логически переходящего в современное состояние, была кристаллизация социально-психологической проблематики. В качестве основных проблем выделились:

— методологические и теоретические проблемы;

— проблемы коллектива;

— социальная психология личности;

— социально-психологические проблемы деятельности;

— психология общения.

Страницы: 1 2 3 


Расположенность человека к общению, к людям, его коммуникативные качества.
Автором типологии является Карл Юнг. а) экстраверты - люди, ориентированные на общение, на взаимо-действие с другими людьми. Их эмоции, настроение зависят от внешних обстоятельств. б) интроверты - люди, ориентированные на собственные переживания, малообщительные, стремящиеся к независимости от других людей. Их эмоции и настроение ...

Формирование межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью. Возрастные закономерности формирования межличностных отношений в детском возрасте
Межличностные отношения детей складываются не только благодаря механизмам межличностного взаимодействия, но и межличностной перцепции и коммуникации. Их проявление можно заметить, прежде всего, в общении. Важными механизмами межличностного восприятия выступают эмпатия и рефлексия. Причем рефлексия понимается не в философском смысле, а « ...

Психолого-педагогическая характеристика детей специализированного дома ребенка.
Дети домов ребенка развиваются в условиях дизонтогенеза. Онтогенез понимается как индивидуальное развитие организма, которое особенно интенсивно до достижения половой зрелости. Термином «дизонтогенез» обозначают отклонения пренатального (внутриутробного), натального (в период родов) формирования структур организма от нормального развити ...