Особенности внимания
детей с задержкой психического развитияСтраница 1
Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. В группу риска по всем показателям попадают дети с задержкой психического развития.
В психологических исследованиях по проблеме задержки психического развития в дошкольном возрасте содержаться сведения, позволяющие раскрыть особенности познавательной деятельности дошкольников с задержкой психического развития.
Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно привлечь и собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действует импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.
Установлено, что многие из детей испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Ориентировочно – исследовательская деятельность в целом имеет более низкий, по сравнению с нормой, уровень развития: дети не умеют обследовать предмет, не проявлять выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают практическим способам ориентировки в свойствах предметов[11].
Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предметов, что наложит отражение в проблемах, связанных с изобразительной деятельностью.
Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут испытывать затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы.
Значительное своеобразие отмечается в развитии их мыслительной деятельности. Отстаивание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов – представления. Исследователи подчеркивают сложность создания из частей и выведения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами. Отмечается репродуктивный характер деятельности детей с задержкой психического развития, снижение способности к творческому созданию новых образов.
Все психические процессы у ребенка: восприятие, внимание, память, мышление, воображение - взаимосвязаны с речью. Речь формируется под воздействием всех высших психических функций, но, в свою очередь, и внимание, и память, и мышление развиваются под влиянием речи. Так, обобщенность восприятия зависит от уровня развития речи, развитие связной речи возможно лишь при сформированное операций сравнения, анализа, синтеза; слухоречевая память взаимообусловлена и взаимосвязана с развитием фонематических процессов.
Все названные особенности наиболее ярко проявляются на уровне игровой деятельности детей с задержкой психического развития. У них интерес к игре и к игрушкам, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение отличается импульсивностью, например, ребенок собирается играть в «больницу», с увеличением надевает белый халат, берет чемоданчик с «инструментами» и идет … в магазин, так как его привлекли красочные атрибуты в игровом уголке и действия других детей. Не сформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединении неустойчивы, часто возникают конфликты, коллективная игра не складывается.
Культурно-исторический анализ представлений о любви
Переживая любовь, человек переживает всю историю человечества, начиная от каменного века и кончая возможностями, заложенными в его личности.
М.М. Пришвин
Системный анализ категории "любовь", позволил определить любовь как чувство по отношению к объекту, который имеет устойчивое положительное значение для удовлетворения базов ...
Общее представление о профессиональной деформации личности
Деформация личности профессиональная — изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности. Вследствие неразрывного единства сознания и специфической деятельности формируется профессиональн ...
Типология по социальным качествам, проявляющимся в совместной деятельности.
Была предложена Виктором Шеппелем.
а) коллективисты
- общительные, коммуникабельные люди, готовые к сотрудничеству и эмоциональному взаимодействию.
б) индивидуалисты
- люди, предпочитающие независимость, самостоятельность. С трудом взаимодействуют с другими людьми, часто проявляя эгоистичность.
в) претензионисты
- люди, предпо ...