Psfine

Позитивная психология

Материалы » Особенности внимания у детей с задержкой психического развития » Особенности внимания детей с задержкой психического развития

Особенности внимания детей с задержкой психического развития
Страница 1

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. В группу риска по всем показателям попадают дети с задержкой психического развития.

В психологических исследованиях по проблеме задержки психического развития в дошкольном возрасте содержаться сведения, позволяющие раскрыть особенности познавательной деятельности дошкольников с задержкой психического развития.

Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно привлечь и собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действует импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.

Установлено, что многие из детей испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Ориентировочно – исследовательская деятельность в целом имеет более низкий, по сравнению с нормой, уровень развития: дети не умеют обследовать предмет, не проявлять выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают практическим способам ориентировки в свойствах предметов[11].

Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предметов, что наложит отражение в проблемах, связанных с изобразительной деятельностью.

Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут испытывать затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы.

Значительное своеобразие отмечается в развитии их мыслительной деятельности. Отстаивание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов – представления. Исследователи подчеркивают сложность создания из частей и выведения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами. Отмечается репродуктивный характер деятельности детей с задержкой психического развития, снижение способности к творческому созданию новых образов.

Все психические процессы у ребенка: восприятие, внимание, память, мышление, воображение - взаимосвязаны с речью. Речь формируется под воздействием всех высших психических функций, но, в свою очередь, и внимание, и память, и мышление развиваются под влиянием речи. Так, обобщенность восприятия зависит от уровня развития речи, развитие связной речи возможно лишь при сформированное операций сравнения, анализа, синтеза; слухоречевая память взаимообусловлена и взаимосвязана с развитием фонематических процессов.

Все названные особенности наиболее ярко проявляются на уровне игровой деятельности детей с задержкой психического развития. У них интерес к игре и к игрушкам, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение отличается импульсивностью, например, ребенок собирается играть в «больницу», с увеличением надевает белый халат, берет чемоданчик с «инструментами» и идет … в магазин, так как его привлекли красочные атрибуты в игровом уголке и действия других детей. Не сформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединении неустойчивы, часто возникают конфликты, коллективная игра не складывается.

Страницы: 1 2


Групповая психотерапевтическая программа реабилитации зависимых от психоактивных веществ на ранних этапах лечения
Как показывает практика, лишь незначительная часть пациентов отделения детоксикации, соглашается на дальнейшее участие в длительных реабилитационных программах и пациенты, не обладая необходимыми знаниями и навыками для поддержания трезвости и чистоты от наркотиков, даже при наличии мотивации обычно через некоторое время вновь возвращаю ...

Экспериментальное изучение взаимосвязи страхов и уровня самооценки у детей младшего школьного возраста. Организация и методика исследования
Целью исследования явилось изучение взаимосвязи страхов и самооценки личности у младших школьников. Для достижения цели нами исследовались ученики 1-ых классов школы №5 города Гурьевска, в общем количестве 53 человека из них 29 девочек и 24 мальчика. Для исследования взаимосвязи страхов и самооценки личности нами применялись надежные, ...

Вариации шкал социальной ответственности
Шкалы для измерения ответственности личности представлены в ряде популярных многофакторных личностных вопросников: шкала социальной ответственности в Миннесотском многофакторном личностном опроснике, фактор G в опроснике Кеттела. Созданы также специальные шкалы, позволяющие измерить социальную ответственность личности, например, шкала о ...