Бихевиоризм Дж.Б. УотсонаСтраница 4
Некоторые принципы бихевиоризма были пересмотрены в 1930–1940-е годы, когда сложилось новое направление – необихевиоризм, изучавшее поведение с учетом «промежуточных переменных» – познавательных и мотивационных процессов, опосредующих связь между стимулом и реакцией. Кроме того, в противовес механической трактовке поведения как суммы простейших реакций в необихевиоризме утвердилось понимание поведения как целостного и целенаправленного акта. Наиболее видные представители необихевиоризма – Э. Ч. Толмен (1886–1959), К. Л. Халл (1884–1952), Б. Ф. Скиннер (1904–1990).
Бихевиоризм родился не так, как обыкновенное продолжение определенного направления в науке. А именно так представляют свою историю бихевиористы. Бихевиоризм изначально призван решать конкретные проблемы американской жизни, о чем свидетельствует утверждение родоначальника этого направления в психологии Уотсона о том, что бихевиоризм предполагает стать лабораторией общества. Бихевиористы задались целью найти такой механизм в человеке, через который можно было бы управлять человеком, побуждать его к действию, и таким образом, использовать человеческий материал в интересах господствующего класса.
Основным понятием бихевиоризма является известная формула – «стимул-реакция». В рамках этого понятия укладываются все виды поведения – от животных до социальных. Поведение животного и человека бихевиористы рассматривают как сумму реакций организма на внешние раздражители – стимулы. По мнению Д. Уотсона, знание характера связи раздражителей и реакций дает возможность предугадывать поведение людей. Более того, на этой основе можно моделировать такие ситуации, которые приводят к определенным типам поведения.
[1] Ждан А. Н. История психологии: Учебник. — М., 1990. – С. 240.
[2] Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. – М., 1981. – С. 56-57.
[3]
Дж. Уотсон. Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм) // Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980. – С. 35-36.
[4] Цит. по: Дж. Уотсон. Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм) // Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980. – С. 37.
[5] Цит. по: Ждан А. Н. Указ. соч. – С. 241.
Индивидуальный стиль мышления (об аналитиках и синтетиках)
Основными мыслительными операциями являются анализ и синтез.
Анализ
— это разложение, разбиение целостного объекта, целостной картины на отдельные части, куски. Вспомните, как маленькие дети, играя с красивыми игрушками, пытаются узнать, что у них внутри, из чего они состоят. Достигают своей цели они зачастую разламыванием игрушки. Та ...
Основные методы профориентации
Обычно при рассмотрении практической методики выделяют:
1) имитационную модель, где отражается смысл и содержание методики;
2) психотехническую модель, где отражены условия использования методики, а в хорошо описанных методиках и возможные трудности при ее проведении. Имитационная и психотехническая модели относятся к методике как к « ...
Дискретная субмодальная система
Зрительные особенности этой системы:
§ способ написания слова (печатные\письменные, заглавные\строчные буквы, ваш\не ваш почерк, ваш сегодняшний\более ранний почерк)
§ характер изображения букв в слове (на плоскости\объемные, из чего ни сделаны)
§ величина букв в слове (большие как на плакатах, средние как на заголовке газеты, малень ...