Psfine

Позитивная психология

Культура умственного труда » Виды мышления и особенности их проявления в умственной деятельности человека

Виды мышления и особенности их проявления в умственной деятельности человека
Страница 3

Рассматривая отдельные этапы процесса мышления, можно заключить, что в начале мыслительного акта на этапе постановки задач индивидуальные особенности мышления проявляются прежде всего в его самостоятельности и инициативности. Под самостоятельностью мышления понимают умение увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему, попытаться решить их особыми путями. Тесно связана с самостоятельностью мышления и инициативность, т.е. постоянное стремление самому искать и находить пути и средства для разрешения задачи. Указанные особенности мышления особенно ярко наблюдаются в старшем дошкольном возрасте, когда дети задают так много вопросов, что взрослые назвали этот период возрастом «почемучек». На этапе поиска ассоциаций и отбора гипотез ярко выраженными оказываются такие свойства мышления, как его широта, т.е. способность охватить вопрос в целом, привлечь большое количество областей действительности, а также прошлое настоящее и будущее человека. Нередко таких людей называют «люди с широким кругозором». Однако нельзя путать широкое мышление с поверхностным, разбросанным. Поэтому широкое мышление обычно является и глубоким, т.е. отражающим наиболее существенные свойства и качества, связи и отношении действительности.

Проверка решения требует проявления критичности мышления, умения не принимать на веру своих и чужих мыслей, а подвергать их критическому рассмотрению, взвешивать все доводы «за» и «против». Критичность ума характеризуете и способностью человека оценивать как объективные условия, так и собственную деятельность, занять определенную позицию, объективно оценить выдвинутые гипотезы и результаты их проверки. Основой для развития критичности мышления являются глубокие знания и опыт человека. Как свидетельствуют наблюдения, с возрастом критичность мышлении возрастает. Наименее критичными, т.е. наиболее внушаемы ми, принимающими все на веру, являются дети. Взрослым необходимо специально обучать их контрольной, оценочной деятельности.

В ходе проверки решения, а также при внедрении полученных результатов в практику на передний план выдвигается такое свойство мышления, как гибкость. Гибкость мышления выражается в ее свободе от сковывающего влиянии закрепленных в прошлом приемов и способов решения и дач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки. Преодоление сложившихся стереотипов мышления и действия — процесс сложный, не безболезненный, требующий времени взвешенного подхода. Косность, шаблонность, стереотипность мышления — качества, противоположные гибкости — мысли, которые развиваются при малой вариабельности задач в процессе обучения и отсутствии обсуждении при вырабатывании решений.

Рассматривая индивидуальные особенности мышления, нельзя забывать, что мыслит не мозг сам по себе, а человек, личность как целое. Немало умных решений осталось лишь проектами, не воплощенными в жизнь, поэтому большое значение имеет соединение ума с активностью личности, с готовностью применять свои силы в полезной деятельности.

Страницы: 1 2 3 


Проблема ответственности в литературе. Структура и новообразования подросткового возраста
Подростковый возраст (отрочество) считается одним из самых сложных и важных в жизни человека. Он начинается с переходом ребенка в "среднее звено" в школе и заканчивается, обычно с окончанием высшего учебного заведения и поступлением на работу. Таким образом, его граница в жизни человека начинается в среднем в 12-13 лет и закан ...

Гендерные особенности проявления тревожности у подростков
Важное место в современной психологии занимает изучение гендерных аспектов тревожного поведения. Особенно острой проблема тревожности является для детей подросткового возраста. В силу ряда возрастных особенностей подростничество часто называют «возрастом тревог». Подростки тревожатся по поводу своей внешности, по поводу проблем в школе, ...

Рекомендации по работе с одаренными детьми
Американцы провели исследование и выявили две основные характеристики детей: 1 - некоторые отклонения в эмоциональном фоне, 2 – колоссальное эго. Теперь нам становится понятна статистика: число суицидов среди одаренных детей в два раза больше, чем у обыкновенных. Вот почему, на мой взгляд, основным направлением работы психолога ...