Управление мотивацией: принципы, инструменты, технологииСтраница 4
Таблица 4.6 Суммарная таблица по эффекту Зейгарник
Задачи |
Условия запомнились (+) |
Условия не запомнились (-) |
Всего |
Завершенные (+) |
А2 |
В4 |
6 |
Незавершенные (—) |
С4 |
Д2 |
6 |
Можно вместе с группой подсчитать, каково соотношение воспроизведения завершенных и незавершенных заданий. В опытах Блюмы Зейгарник оно составляло, как известно, 1:1,9. В данном случае оно идеально — 2:4 (сопоставляем числа в ячейках А и С: два раза были правильно воспроизведены завершенные задания и 4 раза — незавершенные).
Эффект Зейгарник подтверждается и тем фактом, что завершенные задачи забываются чаше, и тоже в 2 раза (см. соотношение чисел в ячейках А и В).
Если группу слишком утомляют расчеты, можно просто развести в разные части комнаты участников с разными соотношениями. Но в таком случае используются результаты только одной задачи.
Инструкция при подведении итогов в группах, боящихся математических расчетов: Те, кто правильно решил задачу, пусть встанут справа от меня; те, кто не решил ее, — слева. Теперь те, кто правильно вспомнил ее условия, — отойдите, пожалуйста, к окну. Те, кто не смог правильно вспомнить ее условия, останутся возле меня.
Не решили и помнят условия — 4 человека |
Решили и помнят условия — 2 человека |
Не решили и не помнят условий — 2 человека |
Решили и не помнят условий — 4 человека |
Мы видим, что слева у окна — 4 человека. Они не решили задачу, но помнят условия.
Справа у окна оказались 2 человека. Они и решили задачу, но и условия ее помнят. Однако их ровно в два раза меньше, чем тех, кто не решил задачу, но помнят ее условия.
Мы можем сделать вывод, что эффект Зейгарник подтверждается: если задача не решена, она лучше запоминается.
Далее, возле меня справа — 4 человека. Это те, кто решил задачу и тут же забыл ее условия. Как у А.С. Грибоедова: «Подписано — и с плеч долой!». Обратите внимание, что их в два раза больше, чем тех, кто решил задачу и все-таки не забыл ее условий (это те участники, что стоят справа у окна). Это соотношение тоже косвенно подтверждает эффект Зейгарник.
Слева возле меня — 2 человека. Они не решили задачу и забыли ее условия. Эта группа «нетрадиционна» для эффекта Зейгарник. Если они не решили задачу, то, в соответствии с эффектом Зейгарник, должны были бы помнить ее условия.
Тренеру важно подойти вместе с группой к выводу о том, что нерешенная задача оставляет напряжение, превращается в «квазипотребность» (см. раздел 3.9.3).
Упражнение 4: Алгоритм картины будущего !
Цель — создание стратегического плана жизни на ближайшие 5 лет и мотивирующего девиза на ближайшие 2 месяца.
Инструкция
Давайте попробуем регулировать собственную мотивацию путем построения картины будущего.
Тренер раздает участникам Алгоритм картины будущего (см. Приложение).
Сейчас каждый должен определить свою цель на 5 лет вперед. Запишите эту цель у себя в тетрадях.
«Лучшее средство укрепить в себе какое бы то ни было чувство — это подолгу и как можно чаще поддерживать в нашем сознании идеи, с которыми оно находится в связи; стараться, чтобы эти идеи выступили перед нами выпукло, ярко, отчетливо. А чтобы этого достигнуть, необходимо представлять себе каждую вещь конкретно, со всеми ее живыми, характерными подробностями» (Пэйо Ж., 1903, с. 60).
«Для того чтобы эмоция, желание могло приобрести полную живость, нужно только, чтобы предмет желания сделался вполне ясен уму, так чтобы все его приятные, соблазнительные или просто полезные стороны выступили в сознании выпукло и ярко» (Пэйо Ж., 1903, с. 45).
"Устойчивость и распределение внимания"
Задача исследования: исследование временной динамике устойчивости внимания и некоторых особенностей распределения внимания в условиях смысловой помехи методом корректурной пробы.
Оснащение опыта: бланки корректурной пробы, заранее заготовленный текст связанного рассказа, чтение которого продолжается 5 минут
Порядок выполнения: В перво ...
Интерактивная сторона общения. Введение
Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не ...
Агрессия как приобретённое социальное поведение: прямое и викарное[2] научение
насилию
Другое общее теоретическое направление в изучении агрессии включает в себя многие процессы, о которых уже говорилось в свете рассмотренных выше теорий. Теория социального научения, предложенная Бандурой, уникальна: агрессия рассматривается здесь как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основно ...