Psfine

Позитивная психология

Материалы » Самоорганизация студентов первого курса » Почему необходим учет времени

Почему необходим учет времени

Начнем с вопросов: зачем учитывать затраты собственного времени на те или иные дела? Может ли учет времени дать человеку новую информацию о самом себе? Попробуйте вспомнить события вчерашнего дня и зафиксировать с точностью до получаса все, что вы делали в течение дня. И вы убедитесь, что эта задача не из простых. Потому что, во-первых, некоторые моменты попросту "ускользнут" из памяти — ведь незначительные события "мелкого калибра" фиксируются лишь в кратковременной памяти, и, подводя итоги прожитого дня, мы их не учитываем. А, во-вторых, что еще более существенно, оценить продолжительность по-разному заполненных отрезков времени порой особенно сложно. Дело в том, что кроме физического времени (секунды, часы, сутки и т. п. ) можно говорить о так называемом психологическом времени, которое отличается от физического и воспринимается в зависимости от состоянии человека.

Физическое время мы отмеряем по часам и календарям, психологическое — определяется субъективно и зависит от наполнения событиями минут, часов и даже лет. Это время в значительной мере творим мы сами. Горький писал о двух видах времени: "Нет ничего на свете бесстрастнее часов. Ничто никогда не волнует их и не дорого им. Они равнодушны и нам, если мы хотим жить, нужно создавать себе иные часы, полные ощущений и мысли, полные действий, чтобы заменить эти скучные, однообразные, убивающие душу тоской, укоризненно и холодно звучащие часы" [2]. "Полные ощущений и мысли" часы и есть психологические. А время, которое они отмеряют, может быть прерывистым или непрерывным, упругим или тягучим, плавным или скачкообразным, связанным с ходом реальных событий или служащим нейтральным "пространством" для них. Например, час может "тянуться" бесконечно долго, если мы ждем кого-либо или присутствуем на скучном собрании или лекции, но тот же час, занятый интересной беседой, может "пролететь". Во всяком случае, мы не вправе забывать о существовании психологического времени, иначе это нас может подвести.

Но есть еще одна серьезная причина, препятствующая реалистичной оценке времени. Речь идет о человеческих свойствах, о которых большинство имеет весьма смутное представление, а именно: о нежелании людей знать, на что уходят дни и часы нашей жизни. Нам всем выгоден "легкий туман", когда мы начинаем осмысливать собственную жизнь. Решиться на анализ содержания жизни и потраченного времени способны немногие. Стоит ли без особой на то нужды терять самоуважение? "Открыться перед богом легче, чем перед людьми", — говорит пословица, но нужно иногда еще большее бесстрашие, чтобы открыться перед самим собой.

Итак, с одной стороны, человек из-за наличия психологического времени и из-за нормальной забывчивости не может

анализировать использование личного времени, опираясь лишь на воспоминания того или иного периода. С другой стороны, существует механизм психологической защиты от абсолютного знания о самом себе, и человек для сохранения иллюзий не хочет видеть реальную картину собственной жизни. И поэтому самонаблюдение, хронометраж — единственный путь к получению новых знаний, новой информации о собственной занятости.


Приложения
Приложение 1 Анализ социометрического исследования до проведения тренинга «Общения» с группой «А» 9 «А» Лидер – 10 человек Отвергнутые – 7 человек 9 «Б» Лидер – 5 человек Отвергнутые – 8 человек ВСЕГО по двум 9-м классам Лидеров – 15 человек Отвергнутых – 15 человек Анализ социометрического исследования после проведения трени ...

Роль семьи и учителя в формировании самооценки. Проблема оценивания в современной школе
Рассмотрим основные факторы, непосредственно влияющие на формирование самооценки младшего школьника. 1. Мнение родителей, стиль домашнего воспитания. На становление самооценки младшего школьника огромное влияние оказывает стиль воспитания в семье, принятые в ней ценности. Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира ...

Экспериментальное исследование возрастной динамики смысла любви. Смысл любви для старшеклассников, студентов и молодых семейных пар
Я люблю тебя. Это значит - Я желаю тебе добра В. Тушнова Представления о любви меняются вместе с развитием личности человека. Экспериментальное исследование возрастной динамики смысла любви охватило собой три возрастных группы, наиболее сензитивных к изучаемой проблематике: старшеклассников, студентов и молодые семейные пары. Поиски ...