Почему необходим учет времени
Начнем с вопросов: зачем учитывать затраты собственного времени на те или иные дела? Может ли учет времени дать человеку новую информацию о самом себе? Попробуйте вспомнить события вчерашнего дня и зафиксировать с точностью до получаса все, что вы делали в течение дня. И вы убедитесь, что эта задача не из простых. Потому что, во-первых, некоторые моменты попросту "ускользнут" из памяти — ведь незначительные события "мелкого калибра" фиксируются лишь в кратковременной памяти, и, подводя итоги прожитого дня, мы их не учитываем. А, во-вторых, что еще более существенно, оценить продолжительность по-разному заполненных отрезков времени порой особенно сложно. Дело в том, что кроме физического времени (секунды, часы, сутки и т. п. ) можно говорить о так называемом психологическом времени, которое отличается от физического и воспринимается в зависимости от состоянии человека.
Физическое время мы отмеряем по часам и календарям, психологическое — определяется субъективно и зависит от наполнения событиями минут, часов и даже лет. Это время в значительной мере творим мы сами. Горький писал о двух видах времени: "Нет ничего на свете бесстрастнее часов. Ничто никогда не волнует их и не дорого им. Они равнодушны и нам, если мы хотим жить, нужно создавать себе иные часы, полные ощущений и мысли, полные действий, чтобы заменить эти скучные, однообразные, убивающие душу тоской, укоризненно и холодно звучащие часы" [2]. "Полные ощущений и мысли" часы и есть психологические. А время, которое они отмеряют, может быть прерывистым или непрерывным, упругим или тягучим, плавным или скачкообразным, связанным с ходом реальных событий или служащим нейтральным "пространством" для них. Например, час может "тянуться" бесконечно долго, если мы ждем кого-либо или присутствуем на скучном собрании или лекции, но тот же час, занятый интересной беседой, может "пролететь". Во всяком случае, мы не вправе забывать о существовании психологического времени, иначе это нас может подвести.
Но есть еще одна серьезная причина, препятствующая реалистичной оценке времени. Речь идет о человеческих свойствах, о которых большинство имеет весьма смутное представление, а именно: о нежелании людей знать, на что уходят дни и часы нашей жизни. Нам всем выгоден "легкий туман", когда мы начинаем осмысливать собственную жизнь. Решиться на анализ содержания жизни и потраченного времени способны немногие. Стоит ли без особой на то нужды терять самоуважение? "Открыться перед богом легче, чем перед людьми", — говорит пословица, но нужно иногда еще большее бесстрашие, чтобы открыться перед самим собой.
Итак, с одной стороны, человек из-за наличия психологического времени и из-за нормальной забывчивости не может
анализировать использование личного времени, опираясь лишь на воспоминания того или иного периода. С другой стороны, существует механизм психологической защиты от абсолютного знания о самом себе, и человек для сохранения иллюзий не хочет видеть реальную картину собственной жизни. И поэтому самонаблюдение, хронометраж — единственный путь к получению новых знаний, новой информации о собственной занятости.
Речь и мышление: единство, а не тождество
Речь - форма существования мысли, однако неправомерно как отождествлять мысль и речь, так и представлять ее лишь только внешней формой мысли. Поведенческая психология (бихевиоризм) пыталась свести мышление к речи, а мысль - к «деятельности речевого аппарата». Но любое словесное выражение регулируется содержанием нашей мысли. Поэтому реч ...
Вывод
1. Рассматривая межличностные отношения можно сделать вывод, что межличностные отношения – субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия,
т.е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения.
Межличностные от ...
Искусственное внимание
Искусственное,
или произвольное, внимание — уже не дар природы, но «продукт цивилизации», результат воспитания. Именно в процессе воспитания оно “прививается” к естественному вниманию.
На этапе “искусственного” внимания его потенциальные объекты уже не интересны сами по себе, но в большей или меньшей степени “сопротивляются” тому, чтоб ...