Psfine

Позитивная психология

Материалы » Самоорганизация студентов первого курса » Впечатления о первом семестре

Впечатления о первом семестре

Давайте рассмотрим на примере исследования, проведенного в Новосибирском университете, общую динамику состояний и проблем, с которым встречаются студенты в первом, наиболее сложном семестре.

Внешне дело обстоит просто и буднично: лекции, семинары, контрольные недели, лабораторные занятия, зачеты, экзамены.

Однако за этой будничностью стоит психологическая реальность, нередко имеющая драматический оттенок. Условно в обучении можно выделить несколько временных этапов.

1

этап.

После вступительных экзаменов. Казалось бы, всех, кто поступил в вуз, должна охватывать радость — сделано дело, достигнута некоторая цель. Однако, и это стоит отметить, есть некоторая часть студентов, которая радости не испытывает. Причины? Поступал не туда, куда хотел, а куда требовали родители или куда было легче поступить. Сдал вступительные экзамены не так хорошо, как предполагал. Но подавляющее большинство поступивших празднует победу.

2

этап.

Он длится примерно первую треть семестра. В этот период происходит первичная ориентировка. Многих неприятно удивляет большой объем материала, который надо усвоить. Первые впечатления: "Да, это не школа . "; "непонятно, как с этим справляться . ".

Первокурсник присматривается к людям, выбирает друзей, осваивает новый быт (общежитие, столовая, магазины и др. ). В настроении наряду с чувством удовлетворения от поступления начинает появляться тревога. Первокурсник сравнивает себя с другими: в учебе, в общении, в том, как его принимают в группе, в общежитии, но еще без оценки — он просто "присматривается".

3

этап.

Первая прикидка сделана, складывается оценка всего, что видел и делал. Она чаще всего основана на сравнении: я — другие (нередко не в свою пользу), — или производится по критерию: "вылечу — не вылечу". Начинают появляться мысли о своем обучении в вузе: хочу — не хочу, нравится — не нравится, хватает способностей — не хватает. Состояние описывается нередко в терминах: "чувствую, что тону", "все висит надо мной и давит", "отвращение к учебе", "лишь бы удержаться". Появляются некоторые симптомы: трудности сосредоточения внимания, иногда нарушается сон (трудно засыпать, поверхностный сон, повышенная сонливость). У многих обостряются чувства одиночества и "ненужности": "каждый сам по себе", "никому нет до другого дела". Наблюдаются колебания самооценки и отношения к себе и своим способностям.

4

этап.

На этом этапе можно отметить большую определенность. Уменьшаются колебания: в контрольные недели студенты уже получили первую оценку своих знаний и поэтому могут более трезво взглянуть на уровень своей подготовки. Кто-то уже сделал нелестные для себя выводы и надеется только на счастливый случай на экзаменах, а кто-то наоборот, пройдя через многие колебания, нашел свой стиль обучения: "мысль все бросить исчезла", "начал нормально учиться", "после долгой раскачки удалось собраться".

Есть определенная (небольшая) часть студентов, которые уже практически смирились с отчислением и ждут только сессии, не желая самостоятельно подавать заявления об уходе.


ПРИЛОЖЕНИЯ
Тест №1 На надежность в качестве делового партнера Уважаемый респондент, прошу Вас принять участие в моем исследовании, и выберите один из вариантов ответов на перечисленные вопросы. ФИО ВОЗРАСТ _ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС _ ДОЛЖНОСТЬ МЕСТО РАБОТЫ _ 7. Вы заняли у приятеля денег до зарплаты, но не получили ее вовремя. Как Вы поступите? ...

Профессиональное обучение
На протяжении столетия профессиональная ориентация и профессиональное обучение шли рука об руку, ориентируясь, прежде всего на лиц подросткового возраста, исходя из посылки «обучение и профессия — на всю жизнь». Изменение государственного устройства России и Украины, структурные изменения в экономике, появление института безработных в н ...

Тренинг личностного роста для подростков и его особенности
Подростковый возраст называют критическим возрастом. Более точно выделять подростковый кризис как переход от младшего школьного возраста к собственно подростковому. Другой нормативный возрастной кризис датирует переход от подросткового к младшему юношескому. Одной из психологических задач подросткового возраста является формирование Я-к ...