Psfine

Позитивная психология

Нарушения процессов памяти

Расстройства памяти возникают не только по причине возрастного фактора, но также из-за эмоциональных и физических перегрузок, алкогольного и наркотического отравления, черепно-мозговых травм, болезней нервной системы, ушибов с потерей сознания и т.д. Согласно закону действия массы, память человека разрушается пропорционально весу поврежденной мозговой ткани (удаление 20% этой ткани еще не обязательно приводит к полной потере памяти) [31].

Физические травмы (черепно-мозговые повреждения, сильные ушибы с потерей сознания) вызывают разрушительные для памяти изменения в местах соединения нервных клеток (синапсах). Те сигналы информации, циркулирующие через структуры мозга, которые не успели там закрепиться, исчезают. Это проявляется в том, что человек не помнит того, что произошло до травмы.

Алкогольные и наркотические отравления разрушают нейронные ткани в гиппокамповом круге. Последствия таковы: человек после «веселой вечеринки» с трудом вспоминает то, что было накануне такого «веселья»; теряет способность абстрактно мыслить и помнить текущие события [16, 31].

Нарушения процессов памяти:

1. Дисмнезия:

– гипомнезия;

– амнезия;

– гипермнезия.

2. Навязчивые воспоминания;

3. Гиперфункция памяти;

4. Парамнезия:

– псевдореминисценция;

– конфабуляция.

Дисмнезия («дис» – «дефектный», «мнезия» – память) характеризуется частичным или полным выпадением памяти, при котором человек не может восстановить информацию в нужном объеме. Разновидностей дисмнезии много.

Гипомнезия (или «дырявая» память) – память лишь на наиболее яркие, значимые для человека события. В легкой степени проявляется в форме забывания имен, дат, цифр и т.п.

Амнезия – частичная или полная потеря памяти на события, относящиеся к определенному отрезку времени. Она проявляется:

– в отсутствии памяти на события, предшествующие недугам с потерей сознания (ретроградная амнезия);

– в отсутствии памяти на события, последующие за недугом с потерей сознания (антероградная амнезия);

– в потере способности запоминать все, что происходит в данный момент (фиксационная амнезия);

– в постепенной потере памяти на события, начиная от более поздних до последних (прогрессирующая амнезия согласно закону Рибо).

Амнезия вызывается повреждением гиппокампа, который отвечает за передачу информации в долговременную память.

Гипермнезия – явление ослабления памяти у человека на текущие события и одновременное обострение на малоактуальные для него в данный момент давние события.

Парамнезия («пара» – неправильный) характеризуется превратно ошибочными воспоминаниями. Она проявляется:

– в отнесении реальных событий к совершенно иному отрезку времени (псевдореминисценция);

– в «воспоминаниях о прошлом, никогда не имевшем место», в «чистосердечном» присвоении чужих мыслей и поступков с самыми детальными подробностями, к которым на самом деле человек не имел никакого отношения (персонификация воспоминания, конфабуляция, вызываемая, как правило, неудовлетворенными жизненными потребностями и влечениями огромной силы).

Память человека может находиться и в состояниях, обратных выше перечисленным. Это, в частности:

– навязчивые воспоминания определенной тематической направленности;

– гиперфункция памяти (неожиданное воспроизведение образа в тонких деталях, вызываемое обычно перевозбуждением, гипнозом, наркотическими средствами и т.д.).

Согласно закону восстановления памяти, сначала восстанавливаются менее сложные и старые воспоминания, за ними следуют более «свежие» и сложные [16].


Впечатления о первом семестре
Давайте рассмотрим на примере исследования, проведенного в Новосибирском университете, общую динамику состояний и проблем, с которым встречаются студенты в первом, наиболее сложном семестре. Внешне дело обстоит просто и буднично: лекции, семинары, контрольные недели, лабораторные занятия, зачеты, экзамены. Однако за этой будничностью ...

Основные стратегии организации профориентационной помощи
Традиционно выделяют две основные стратегии (подходы) в профессиональном самоопределении: диагностическую (диагностико-рекомендательную) и развивающую. Но можно представит и несколько дифференцированные направления работы, разбив их условно на две группы: допустимые подходы и недопустимые (нежелательные) подходы. Допустимые стратегии: ...

Внешняя и внутренняя толерантность. Интолерантность
Толерантность как результат развития и саморазвития – собственный выбор и позиция, способствующие принятию другого и сохранению внутреннего равновесия системы (индивида, общества). В связи с этим выделяются два вида толерантности: внешняя толерантность (к другим) – убеждение, что другие люди могут иметь свою позицию, способны видеть ве ...