Psfine

Позитивная психология

Нарушения процессов памяти

Расстройства памяти возникают не только по причине возрастного фактора, но также из-за эмоциональных и физических перегрузок, алкогольного и наркотического отравления, черепно-мозговых травм, болезней нервной системы, ушибов с потерей сознания и т.д. Согласно закону действия массы, память человека разрушается пропорционально весу поврежденной мозговой ткани (удаление 20% этой ткани еще не обязательно приводит к полной потере памяти) [31].

Физические травмы (черепно-мозговые повреждения, сильные ушибы с потерей сознания) вызывают разрушительные для памяти изменения в местах соединения нервных клеток (синапсах). Те сигналы информации, циркулирующие через структуры мозга, которые не успели там закрепиться, исчезают. Это проявляется в том, что человек не помнит того, что произошло до травмы.

Алкогольные и наркотические отравления разрушают нейронные ткани в гиппокамповом круге. Последствия таковы: человек после «веселой вечеринки» с трудом вспоминает то, что было накануне такого «веселья»; теряет способность абстрактно мыслить и помнить текущие события [16, 31].

Нарушения процессов памяти:

1. Дисмнезия:

– гипомнезия;

– амнезия;

– гипермнезия.

2. Навязчивые воспоминания;

3. Гиперфункция памяти;

4. Парамнезия:

– псевдореминисценция;

– конфабуляция.

Дисмнезия («дис» – «дефектный», «мнезия» – память) характеризуется частичным или полным выпадением памяти, при котором человек не может восстановить информацию в нужном объеме. Разновидностей дисмнезии много.

Гипомнезия (или «дырявая» память) – память лишь на наиболее яркие, значимые для человека события. В легкой степени проявляется в форме забывания имен, дат, цифр и т.п.

Амнезия – частичная или полная потеря памяти на события, относящиеся к определенному отрезку времени. Она проявляется:

– в отсутствии памяти на события, предшествующие недугам с потерей сознания (ретроградная амнезия);

– в отсутствии памяти на события, последующие за недугом с потерей сознания (антероградная амнезия);

– в потере способности запоминать все, что происходит в данный момент (фиксационная амнезия);

– в постепенной потере памяти на события, начиная от более поздних до последних (прогрессирующая амнезия согласно закону Рибо).

Амнезия вызывается повреждением гиппокампа, который отвечает за передачу информации в долговременную память.

Гипермнезия – явление ослабления памяти у человека на текущие события и одновременное обострение на малоактуальные для него в данный момент давние события.

Парамнезия («пара» – неправильный) характеризуется превратно ошибочными воспоминаниями. Она проявляется:

– в отнесении реальных событий к совершенно иному отрезку времени (псевдореминисценция);

– в «воспоминаниях о прошлом, никогда не имевшем место», в «чистосердечном» присвоении чужих мыслей и поступков с самыми детальными подробностями, к которым на самом деле человек не имел никакого отношения (персонификация воспоминания, конфабуляция, вызываемая, как правило, неудовлетворенными жизненными потребностями и влечениями огромной силы).

Память человека может находиться и в состояниях, обратных выше перечисленным. Это, в частности:

– навязчивые воспоминания определенной тематической направленности;

– гиперфункция памяти (неожиданное воспроизведение образа в тонких деталях, вызываемое обычно перевозбуждением, гипнозом, наркотическими средствами и т.д.).

Согласно закону восстановления памяти, сначала восстанавливаются менее сложные и старые воспоминания, за ними следуют более «свежие» и сложные [16].


Условия возникновения молодежных субкультур
Субкультуры в большей или меньшей степени наследуют элементы культуры более широких социальных групп, усваиваемые в процессе первичной социализации, а также приобщаются к общей доминантной культуре благодаря средствам массовой информации. Таким образом, субкультуры могут формировать смешанную систему ценностей, отличную от культуры отцо ...

Анализ и оценка результатов диагностики тревожности у детей подросткового возраста на формирующем этапе эксперимента
После разработки и использования практических рекомендаций по коррекции агрессивности проявляющейся у мальчиков и девочек подросткового возраста была проведена контрольная диагностика. Таблица 6. Результаты методики «Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса» диагностирующей уровень и характер тревожности связанной со ш ...

Психолого-педагогические проблемы социальных сирот.
Социализация, воспитание, проживание детей-сирот в современной России происходит в условиях государственной системы призрения, которая основана на принципах сепарации от общества. Исторически такая система социализации восходит к педагогическим проектам эпохи Просвещения, когда считалось, что через систему интернатного воспитания можно ...