Psfine

Позитивная психология

Виды памяти
Страница 2

По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на:

* двигательную;

* эмоциональную;

* образную;

* словесно-логическую [27].

Двигательная (моторная) память

проявляется в способности запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции (плавание, езда на велосипеде). Этот вид памяти составляет основу трудовых навыков и любых целесообразных двигательных актов [43].

Эмоциональная память

– память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Эмоциональная память имеет важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действия, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. При этом вторичные чувства могут не только не соответствовать своим оригиналам (первоначально испытанным чувствам)по силе и смысловому содержанию, но и менять свой знак на противоположный [44].

Образная память

– это память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений [49]. В этой связи в образной памяти выделяют следующие виды памяти:

* зрительная;

* слуховая;

* осязательная;

* обонятельная;

* вкусовая.

Названные виды памяти для человека не являются функционально одинаковыми. Главный вид человеческой памяти – зрительная память. Через орган зрения человек получает наибольшую часть жизненно необходимой информации. На второе место по функциональной значимости можно поставить слуховую память, а далее, соответственно, в указанной выше последовательности остальные разновидности памяти.

У некоторых людей встречается высоко развитая и тонко дифференцированная слуховая, вкусовая и обонятельная память. В этих случаях говорят об особенных мнемических задатках, имеющихся у человека [15].

Содержанием словесно-логической памяти

являются наши мысли. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их можно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления, т.е. по степени участия мышления в словесно-логической памяти выделяют:

* механическую память;

* логическую память [20, 27].

Механической называют память, в которой процессы запоминания, сохранения, припоминания и узнавания информации основываются исключительно на многократном, механическом, бездумном повторении соответствующего материала.

Здесь действуют следующие два закона. Первый закон: без повторения материала процессы памяти не работают. Второй закон: чем большее число раз повторяется материал, тем лучше он запоминается, дольше сохраняется, легче припоминается и быстрее узнается. Этот вид памяти имеется у детей с раннего возраста, и именно на данный вид памяти в основном опираются ее процессы в течение всего времени школьного обучения детей. С возрастом возможности механического запоминания материала ухудшаются, и где-то после 30-40 лет механическая память у человека перестает развиваться, а после 50-60 лет у большинства людей она начинает постепенно ухудшаться.

Логической называют память, в которой все указанные выше процессы основаны на осмыслении и глубоком понимании запоминаемого материала. Здесь не требуется повторения, достаточно понимания того, что необходимо запомнить, – и соответствующий материал сразу же окажется в долговременной памяти человека. Этот вид памяти человек приобретает в процессе жизни. Именно этим видом памяти по преимуществу пользуются взрослые, занимающиеся умственным трудом [14].

В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от нее развития зависит развитие всех других видов памяти. Словесно-логической памяти принадлежит основная роль в усвоении знаний учащимися в процессе обучения [2].

По характеру связи с целями деятельности различают:

* непроизвольную память;

* произвольную память.

Непроизвольная память

– след образа в сознании возникающий без специально поставленной на это цели. Информация сохраняется как бы автоматически, без волевых усилий. В детстве этот вид памяти развит, а с возрастом ослабевает. Пример непроизвольной памяти – запечатление картины длинной очереди в кассу концертного зала.

Страницы: 1 2 3


Экспериментальное изучение развития внимания младших школьниковю Принципы проведения коррекционно-развивающей работы и составления коррекционно-развивающих программ
Принципы построения коррекционных программ определяют стратегию, тактику их разработки, т.е. определяют цели, задачи коррекции, методы и средства психологического воздействия. Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на принципы: - системности коррекционных, профилактических и развивающих задач; - единс ...

Подавление регрессий
При чтении мы часто возвращаемся взглядом к уже прочитанному. Как показали исследования, проведенные в США (12 тыс. читателей), студенты на сто прочитанных слов делали около 15, а учащиеся средней школы — около 20 регрессий, т. е. примерно шестая часть времени тратится на просмотр уже прочитанного. Сосредоточение внимания на чтении поз ...

Ответственность как психическое свойство личности
В справочнике 1987 года нами было обнаружено следующее определение ответственности: Ответственность – "категория права, этики, социологии, психологии и педагогики, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Существу ...