Psfine

Позитивная психология

Материалы » Развитие памяти и внимания как высших психических функций » Генетическая классификация видов памяти П.П. Блонского

Генетическая классификация видов памяти П.П. Блонского

Теория советского психолога П.П. Блонского

прекрасный образец того, как историческая точка зрения может быть приложена к общей психологии, к анализу поведения современного человека. Блонский предложил генетическую классификацию видов памяти, которая отражает путь развития памяти у ребенка.

Младенец, помещенный в позу кормления, начинает причмокивать губами даже в том случае, если на руки его взял мужчина. Наоборот, оказавшись в непосредственной близости от матери в непривычной позе, он не проявляет готовности к приему пищи. Здесь мы наблюдаем сочетательный рефлекс в моторной сфере, а значит, простейшие явления памяти. Поэтому генетически первичной является моторная память, которую можно зафиксировать уже у месячного младенца.

Далее появляется аффективная (чувственная) память. На этой стадии развития основанием для формирования реакции служит эмоция. Примером данного вида памяти является классический эксперимент Уотсона с маленьким Альбертом. Ребенок реагировал плачем не только на самого кролика, но и на все похожие предметы (например, на бороду Санта Клауса), демонстрируя признаки аффективной памяти.

Далее возникает образная память, за которой следует высшая форма, свойственная взрослому — словесно-логическая память. [2]

“Таким образом”, пишет Блонский, “в филогенезе мы имеем ряд: моторная память – аффективная память – образная память – логическая память.” [6]

Обобщая сказанное выше, в ходе развития памяти как высшей психической функции и в онтогенезе, и в социогенезе память становится, во-первых, опосредствованной различными знаковыми системами (прежде всего речью), во-вторых, осознанной и произвольно регулируемой. Человек перестает зависеть от своей несовершенной природной памяти, а начинает управлять ею, организовывать процесс запоминания и воспоминания, структурировать запоминаемые содержания. [2]

, [3]


Другое время?
Вопрос организации времени актуален не только для студентов. Это вообще проблема для большинства людей в наши дни. Размеренность, ритмичность жизни прошлых времен (обусловленная ритмами природы, нормируемая религиозными предписаниями) ушла навсегда. Новая временная размерность, которую имеет наша жизнь, порождает и иное отношение людей ...

Раскройте понятие предмета и задач общей и детской психологии. Дайте им сравнительную характеристику
Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания. Психика - это свой-во головного мозга, обеспечивающее способность отражать все процессы и явления окружающей действительности. Сознание чел-ка – высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития. Личность – это че ...

Коммуникативное пространство в группе
Коммуникации в группах: организация «коммуникативного пространства» Если организация людей (рабочая группа) планирует успешное развитие региона, то для успе­ха дела она должна быть способна спланировать и свое собственное успешное взаимодейст­вие. В связи с этим возникает необходимость в разработке и организации "коммуникативного ...