Психолого-педагогические основы подросткового возрастаСтраница 2
-во-вторых, происходящие изменения нередко сопровождаются появлением у подростка значительных субъективных трудностей разного порядка (трудностей в его воспитании);
-в-третьих, подросток не поддается воздействию взрослых, у него появляются разные формы непослушания, сопротивления и протеста (упрямство, грубость, негативизм, замкнутость).
Содержание процесса социализации подростка, основываясь на подходе Г.М. Андреевой, состоит из трех сфер: деятельность, общение, самосознание. Общей для всех этих сфер характеристикой является процесс расширения, умножения социальных связей подростка с внешним миром.
1.Сфера деятельности. На протяжении всего процесса социализации подросток имеет дело с расширением «каталога» деятельностей, т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. Дети подросткового возраста включаются в новую систему отношений, общения с товарищами и со взрослыми в школе. Изменяется место подростка в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни.
Расширяется сфера деятельности, а главное – качественно изменяется характер этой деятельности, значительно усложняются ее виды и формы. Подростки участвуют в разнообразных видах деятельности: в учебно-образовательном труде, общественно-политической, культурно-массовой работе, физкультурно-спортивной деятельности, в организаторском труде и т.д.
Основное по объему место в жизни подростка принадлежит учебной деятельности, ибо в современных условиях подросток всегда школьник. Однако по сравнению с младшим школьным возрастом, учебная деятельность подростка существенно меняется. Качественно изменяется мотивация учения. Подросток в учебной деятельности в значительной мере руководствуется мотивами социального порядка: желанием выполнять свой долг учащегося, лучше подготовится к будущей работе, добиться почетного места в коллективе. В хорошей успеваемости он видит проявление не только личного достоинства, но и общественной значимости своей личности, т.е. стремиться и к общественной оценке, и к личному самоутверждению.
Изменение социальной позиции ребенка в подростковом возрасте, его стремление занять определенное место в жизни, обществе, в отношениях со взрослыми находят отражение в резко повышенной потребности подростка оценить самого себя в системе «Я и моя полезность для общества», «Я и мое участие в жизни общества». Место подростка в обществе определяется степенью (или возможностями) его участия в деятельности, имеющей социально-признаваемый характер: именно данная деятельность становится ведущей в этот возрастной период.
2. Сфера общения. На смену контакта с взрослыми приходят контакты со сверстниками. Это связанно с тем, что ребенок начинает создавать собственную «концепцию мира», которые взрослые не хотят или не могут понять. Подросток, пытается утвердиться как личность в коллективе сверстников, потребность в общении со сверстниками доминирует над потребностями в общении с взрослыми. Так, в общении подростка с взрослыми удовлетворяется, прежде всего, потребность в оценке, которую он получает со стороны окружающих. Адекватность взаимной оценки здесь существенно затруднена различием положений младшего и старшего. В общении со сверстниками гармонично удовлетворяются и потребность в оценке, и потребность оценивать партнера. Отсюда следует, что равенство сверстников как партнеров по общению служит предпосылкой формирования у подростков адекватных представлений об окружающем мире.
Д.Б. Эльконин, О.В. Драгунова определяют общение как ведущую деятельность подростков. Главным содержанием этой деятельности являются складывающиеся в процессе общения личностные взаимоотношения подростков, позволяющие им определиться в среде товарищей, выявить взаимоотношения с окружающим миром в целом. Стремление к общению в подростковом возрасте вызывает желание принадлежать к какой-либо группе, объединяющей ровесников, основанной на общности целей и интересов [52, 182].
Содержание общения подростка включает в себя духовно-ценностную проблематику (смысл жизни, мировые проблемы): событийную сторону жизни (жизнь семьи, групп знакомых, поступки свои и окружающих); эмоциональное переживание (впечатления, отношения к чему-либо или кому-либо, настроение, чувства, переживания); предметную сторону (бытовые вопросы, вещи в широком смысле).
Теоретические подходы к исследованию общения
Информационные подходы
базируются на трех основных положениях:
1) содержание информации может быть преобразовано в различные символы;
2) человек является своеобразным экраном, на который «проецируется» передаваемая информация после ее восприятия и переработки;
3) существует некое пространство, в котором взаимодействуют дискретные ор ...
Память
Теперь давайте немного займемся памятью. В первую очередь необходимо определить, какой тип репрезентации в сознании имеющейся в памяти информации* [* Данная типология памяти представлена в удобном для практического использования виде.] является для вас наиболее характерным, т. е. каким образом вы вспоминаете, в каком виде информация &qu ...
Теоретические подходы к девиантному поведению несовершеннолетних как к нарушению
процесса социализации. Общая характеристика девиантного
поведени несовершеннолетних
Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения – агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями . Специалисты, занимающиеся подобными проблемами, многие годы ищут ответы на ряд вопросов. Каковы причины такого поведения? Что заставляет человека вновь и вновь причинить вр ...