Psfine

Позитивная психология

Материалы » Последствия социальной депривации у детей » Психолого-педагогические проблемы социальных сирот.

Психолого-педагогические проблемы социальных сирот.
Страница 3

В детском доме дети развиваются в условиях психической депривации, что провоцирует развитие ЗПР. На связь этих обстоятельств указывают Т.А.Власова и М.С.Певзнер: «Изменения в поведении и неуспеваемость некоторых школьников могут быть обусловлены тяжелыми психическими переживаниями» (24; с.67). Психическая депривация и задержка в развитии у воспитанников детских домов происходит на фоне высокой тревожности (64). Психическая депривация, характерная для развития детей из детского дома, осложняется стрессовыми факторами и посттравматическими последствиями потери семьи и привычной социальной среды.

Так, по некоторым данным (125), «более половины воспитанников детского дома лишаются семьи в дошкольном возрасте, при этом, при изъятии ребенка из семьи органами опеки, ребенок не получает информации об изменениях в его жизни, его не спрашивают о согласии на подобные изменения, а помещают в распределительные структуры, резко обрывая все существовавшие до этого социальные контакты» (125; с.28).

Анализ литературы позволяет говорить о том, что:

- семья для ребенка - важнейший социальном мир, выбрать который или изменить он не может. В семье происходит первичная социализация и воспитание ребенка, в ходе которых отмечается эмоционально-личностное развитие ребенка, которое напрямую зависит от социальных условий среды социализации (семьи);

- материнская депривация - социальный феномен, в основе которого лежит полное или частичной отсутствие привязанности к взрослому человеку, подрыв доверия к миру взрослых, оборачивающийся изменением доверия к внешнему миру. Материнская депривация развивается на фоне разного рода социальных факторов. Материнская депривация у детей в условиях дома ребенка ведет к разного рода переменам в психическом развитии, которые проявляются в разном возрасте по-разному, но все они имеют потенциально тяжелые последствия для формирования личности ребенка;

- задержка в развитии – социально или биологически обусловленный феномен, который с точки зрения медиков-клиници­стов относится к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности. Это состояние характеризуется

- замедленным темпом развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности. Задержка в развитии - активный фактор «сопровождения» материнской и социальной депривации. Течение задержки в развитии характеризуется не только разного рода отклонениями в интеллектуальной сфере, но и нарушениями в общении;

- общение, являясь жизненной коммуникативной потребностью, играет важную роль в процессе формирования личности, освоении социальных норм, накоплении социального опыта межличностного взаимодействия.

Общение воспитанников домов ребенка имеет специфические особенности. Они связаны с последствиями социальной и материнской депривации, трудностями перехода из воспитания в семье в детский дом, сложностью усвоения социальных норм межличностного взаимодействия, искаженными, нереальными представлениями о социальной норме общения, клиническими проявлениями задержки в развитии и связанными с ними психическими и соматическими заболеваниями.

Страницы: 1 2 3 


Исследование депривационных нарушений у детей раннего возраста.
Развитие любой науки, в том числе и детской психологии, зависит от уровня разработанности методов исследования, т.е. тех путей, средств и способов, с помощью которых добываются научные факты. Психологический факт - это определенный акт поведения ребенка, в котором проявляются особенности его личности, особенности тех или иных сторон пс ...

Индивидуально-типологические особенности личности сотрудников.
Изучение личности человека является сложной и многогранной деятельностью, которая требует высокого профессионализма исследователя, прочного эмоционального контакта с человеком, основанного на дружбе и доверии, а также определенного количества времени. Руководителю для наиболее продуктивной работы всего коллектива необходимо изучать о ...

Психолого-педагогическая характеристика детей специализированного дома ребенка.
Дети домов ребенка развиваются в условиях дизонтогенеза. Онтогенез понимается как индивидуальное развитие организма, которое особенно интенсивно до достижения половой зрелости. Термином «дизонтогенез» обозначают отклонения пренатального (внутриутробного), натального (в период родов) формирования структур организма от нормального развити ...