Особенности развития личности ребенка в условиях материнской депривацииСтраница 5
На сегодняшний день экспериментально установлено, что существование привязанности между матерью и ребенком к концу 1-го года жизни есть объективная реальность, что младенец сам активно «выбирает» мать из окружающего его мира (8, 19, 109). То есть, полноценное развитие ребенка возможно только в психологическом контакте с матерью. Эти контакты проявляются в самых разнообразных формах: от прямого физического контакта как основы эмпатии, до эмоциональных отношений, лежащих в основе единой психо-физиологической системы «мать-дитя» (19, 109).
Такого рода контакты являются основанием для базового доверия к миру. Специалисты отмечают, что «отсутствие базового доверия к миру рассматривается многими исследователями как самое первое, самое тяжелое и самое трудное компенсируемое последствие материнской депривации» (130). Материнская депривация порождает страх, агрессивность, недоверие и неверие в себя. Психологическим условием формирования материнской депривации является отсутствие у ребенка доверия к миру. А доверие к миру возникает:
· через эмоциональную теплоту материнской заботы;
· через постоянство и повторяемость эмоционально-теплой заботы о ребенке.
Нарушение этих условий, лежащих в основе формирования у ребенка доверия к миру, ведет к различным эмоциональным, психо-невротическим расстройствам, в том числе и к материнской депривации. В монографии «Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации» сформулирован обобщенный портрет личности, формирующейся у ребенка, оказавшегося в рождения в условиях материнской депривации. Для такой личности характерно:
- интеллектуальное отставание,
- неумение вступать в значимые отношения с другими людьми,
- вялость эмоциональных реакций,
- агрессивность,
- неуверенность в себе.
При этом исследователи различают два основных вида этиологии материнской депривации:
· материнская депривация, сформировавшаяся у индивида, лишенного материнской заботы с рождения (младенческая);
· материнская депривация, возникшая вследствие разрыва с матерью (или человека ее заменявшего).
В последнем случае, разрыв с матерью начинается с тяжелейшего эмоционального переживания ребенка. Исследователи указывают на тяжелейшие психологические и психические осложнения, возникающие у детей не только отданных в детский дом, но и оказавшихся в больницах, при любых социально-жестких формах изоляции, характеризующихся отсутствием эмоциональной близости и теплоты, а так же рационально-оптимистичного объяснения случившегося. Последствиями таких травматичных для ребенка действий являются появление разного рода невротических реакций, появление апатии, вплоть до развития аутизма. После возвращения ребенка в семью, последствия депривации постепенно проходят, но Л.М.Шипицына и др. (130) указывают, что «в ряде специальных исследований было установлено, что в случае разлуки с матерью свыше 5-6 месяцев изменения оказываются необратимыми».
Особенности развития и формирования личности ребенка в условиях материнской депривации. Материнская депривация у детей в условиях детских учреждений ведет к разного рода изменениям в психическом развитии. Считается, что отклонения в психическом развитии проявляются в разном возрасте по-разному, но все они обладают потенциально тяжелыми последствиями для формирования личности ребенка. Так, в монографии Л.М. Шипицыной и соавторов (130), указывается, что дети первого года жизни, воспитывающиеся в доме ребенка, отличаются от ровесников, растущих в семьях: они вялы, апатичны, лишены жизнерадостности, у них снижена познавательная активность, упрощены эмоциональные проявления и т.п. Те предличностные образования, которые возникают у детей на первом году жизни и лежат в основе формирования личности ребенка (7), у воспитанников дома ребенка деформированы. У них не возникает привязанности к взрослому, они недоверчивы, замкнуты, печальны и пассивны.
Функции эмоций
Специфическая функция эмоций заключается во внутренней сигнализации, обеспечивающей саморегуляцию организма в связи с опознанием значимости воздействующего объекта. Дарвин рассматривал эмоции человека как остатки полезных адаптивных навыков животных, направленных непосредственно на выживание (агрессия, подчинение, избегание). «Рассмотри ...
Генетическая классификация видов памяти П.П. Блонского
Теория советского психолога П.П. Блонского –
прекрасный образец того, как историческая точка зрения может быть приложена к общей психологии, к анализу поведения современного человека. Блонский предложил генетическую классификацию видов памяти, которая отражает путь развития памяти у ребенка.
Младенец, помещенный в позу кормления, начи ...
Исследовательское поведение и творчество
Е.П. Торранс, автор одних из самых известных и широко используемых батарей тестов творчества (креативности) выдвинул следующее принципиальное положение. Валидный тест креативности невозможен в принципе. Причина этого состоит в противоречии между сущностью тестов и сущностью творчества. Тест – это стандартизованная процедура обследования ...
