Psfine

Позитивная психология

Материалы » Последствия социальной депривации у детей » Возрастные закономерности психологического развития личности.

Возрастные закономерности психологического развития личности.
Страница 2

Ребенку приходится выбирать одно из двух полярных отношений - доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т.д. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество личности, например, положительное, противоположный полюс отношения продолжает скрыто существовать, и может проявиться значительно позже, когда взрослый человек столкнется с серьезной жизненной проблемой.

Последовательность проявлений этих полярных личностных новообразований отражена в таблице №2.

Таблица №1

Стадии развития личности по Э. Эриксону

Стадия развитии

Область

социальных

отношений

Попарные

качества

Результат

прогрессивного

развития

Младенческий возраст (0-1)

Мать (или замещающее ее лицо)

Доверие к миру - недоверие

Энергия и жизненная радость

Ранний возраст

(1-3)

Родители

Самостоятельность – стыд, сомнения

Независимость

Дошколъный возраст (3 - 6)

Родители,

братья и сестры

Инициатива,

пассивность, вина

Целеустремленность

Предпубертанный

возраст (6-12)

Школа, соседи

Компетентность- неполноценность

Овладение

знаниями и умениями

Юность (13-18)

Группы сверстников

Идентичность -

непризнание

Самоопределение преданность и верность.

Социальная адаптация и дезадаптация. Нередко процесс социализации ребенка по каким-либо объективным или субъективным причинам осложняется. Так, вхождение ребенка в общество может быть затруднено вследствие особенностей его физического или психического развития. Или усвоение социальных норм и ценностей ребенком искажается в результате негативного — стихийного либо преднамеренного — влияния среды, в которой он живет, и т. д. В результате ребенок «выпадает» из нормальных социальных отношений и поэтому нуждается в специальной помощи для успешной интеграции его в общество. Процесс социализации таких детей также происходит, прежде всего, через воспитание, посредством которого осуществляется целенаправленное влияние, управление этим процессом. При этом для каждой категории детей должны быть разработаны свои методики и технологии воспитательного процесса, позволяющие активизировать позитивные факторы и нейтрализовать негативные (75).

В целом усилия воспитателей и специалистов должны быть направлены на социальную адаптацию ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, т. е. на его активное приспособление к принятым в обществе правилам и нормам поведения или на преодоление последствий влияния негативных факторов. Если же степень утраты или несформированности социально значимых качеств столь высока, что это препятствует успешному приспособлению ребенка к условиям социальной среды, то происходит его социальная дезадаптация.

Что такое дезадаптация, как она возникает и в чем проявляется?

В кратком словаре семейного воспитания дается такое определение. Психическая дезадаптация — это нарушение приспособительного поведения индивида в силу действий тех или иных внешних или внутренних причин: непосильных или несправедливых требований, чрезмерных нагрузок, трудностей и возникающего в ответ несогласия, сопротивления, самозащиты. Ее основу составляет эмоциональное напряжение, а под его влиянием - возникающее неадекватное реагирование на условия или требования среды в форме тех или иных отклонений в поведении.

Дезадаптация личности — деструктивный процесс, в ходе которого развитие внутрипсихических процессов и поведение индивида приводит не к разрешению проблемных ситуаций в его жизни и деятельности, а к усугублению трудностей существования и неприятных переживаний, их вызывающих.

Страницы: 1 2 3 4