Psfine

Позитивная психология

Типы психологических защит
Страница 15

В результате реактивного образования поведение сменяется на противоположное, с обратным знаком. При этом предмет желания, предмет отношения сохраняется. Изменяется знак отношения, вместо любви ненависть и наоборот. Излишнее, чрезмерное, подчеркнутое проявление чувства может как раз быть указанием на то, что в основании его лежит противоположное по знаку чувство. И, конечно же, неискренность реактивно преобразованного чувства ощущает тот, на кого это чувство направлено.

Лаустер указывает на то, что реактивное образование особенно четко демонстрирует лживость Я по отношению к самому себе и окружающим людям. Понятно, что ложь эта бессознательна, истинное знание о себе иногда настолько невыносимо, что оно не может быть осознано, и тогда человек защищается от этого знания.

Любовь и нежность подростка по механизму реактивного образования трансформируется в поведение, которое со стороны противоположно нежности и влюбленности. Мальчишка доставляет девочке самые разные неприятности: дергает за волосы, бьет портфелем по голове, не дает ей проходу. Как правило мальчик не осознает действительные причины столь «пристального» внимания к девочке.

Чуть постарше цензура Сверх-Я разрешает любить противоположный пол, но это же Сверх-Я, уже унаследовало жесткую мораль, предписывающую сопровождать любовь довольно циничным аккомпанементом, бравадой, запретами на простые и искренние отношения. В так называемой народной мудрости реактивное образование получит свое подкрепление в высказываниях: «Если бьет, значит любит».

Чаще всего черты характера, высоко коррелирующие с тревожностью (стыдливость, застенчивость и др.), связаны с такими свойствами как нерешительность, боязнь, излишняя скромность, но также и показная грубость, повышенная агрессивность и др.

Чем авторитарнее общество, тем больше вероятность формирования репрессивной цензуры Сверх-Я и тем больше вероятность проявления реактивных образований.

Регрессия

Защита от тревоги. Для нее характерен уход в более ранний период жизни, ведущий к беззаботности, ребячливости, непосредственности, обидчивости.

Как защитный механизм личности была изучена и описана З. Фрейдом. Фрейд писал, что следует различать регрессию трех видов:

· топическую, обусловленную функционированием психического аппарата;

· временную, при которой вновь вступают в действие прежние способы психической организации;

· формальную, заменяющую обычные способы выражения и образного представления более примитивными.

Эти три формы в основе своей едины, поскольку более давнее во времени оказывается одновременно и более простым по форме.

Специфика регрессивных защитных механизмов состоит в преобладании ее пассивной позиции и свидетельствует о неуверенности в принятии собственных решений. В этом случае регрессирует именно личностное Я, демонстрируя ее слабость и приводит к упрощению (инфантилизации) или рассогласованности поведенческих структур.

Сублимация

В психологии понятие сублимации впервые систематически начал использовать З.Фрейд, который понимал ее как процесс превращения либидо в возвышенное стремление и социальноприемлемую деятельность.

Выбор сублимации как основной адаптивной стратегии свидетельствует о психической мощности личности, центральных образований ее самосознания.

Выделим две основные разновидности сублимации:

а) сублимация, при которой сохраняется первоначальная цель, к которой стремится личность – первичная сублимация;

б) вторичная сублимация, при которой отказываются от первоначальной цели блокированной деятельности и выбирают новую цель, для достижения которой организуется более высокий уровень психической активности.

Личность, не сумевшая адаптироваться с помощью первой разновидности сублимации, может перейти ко второй.

Эмоциональное выгорание

Эмоциональное выгорание – выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующее воздействие. Он проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного эмоциональным перенапряжением, которое снижается за счет формирования личностью стереотипа эмоционального поведения. Нередко эмоциональное сгорание рассматривается как следствие феномена профессиональной деформации в сфере профессий человек-человек.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16


Изучение особенностей межличностного взаимодействия подростков в классном коллективе. Исследование межличностных взаимоотношений в классном коллективе
Как показало теоретическое исследование, школьный класс – группа детей одного возраста, воспитание которых осуществляется педагогом профессионалом через организацию вне учебной деятельности, включение в общешкольные мероприятия, через корректировку отношений детей, обучающихся в классе, и их учителей, через связи с родителями. Это и уче ...

Совместная деятельность и общение
Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Общение всегда должно предполагать некоторый результат: изменение поведения и деятельности других людей. Здесь общение и выступает как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в их совместной деятельности. Межличностное в ...

Эмпирическое и теоретическое обобщение в психологии
Обобщение - познавательный процесс, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств окружающего мира. Простейшие виды обобщения осуществляются уже на уровне восприятия - , проявляясь как константность восприятия - . На уровне человеческого мышления - обобщение опосредствуется применением общественно выработанных ору ...