Psfine

Позитивная психология

Материалы » Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы » Художественная перцепция как процесс познания человека школьником

Художественная перцепция как процесс познания человека школьником
Страница 2

Таким образом, проанализировав выше перечисленные параметры восприятия человека, изображенного в художественном произведении, можно сказать, что они предполагают наличие у учащихся определенной системы умений. Последняя в свою очередь обеспечивает доступ к постижению сложности человеческой личности, путей ее самовыражения: своеобразия каждого и одновременно того общего, что позволяет рассматривать художественный образ как способ исследования жизни.

Читая художественное произведение, индивид не только обогащает свои знания и представления о человеке, но и размышляет, переживает, анализирует цели и мотивы поступков действующих героев.

В процессе исследований, проводимых Л.Н.Рожиной [27, с.3-16], было установлено, что более глубокое постижение характеров литературных героев включает постижение, раскрытие для себя:

- их убеждений и идеалов;

- потребностей и интересов;

- отношения к различным людям, событиям;

- жизненных ценностей;

- черт характера;

- особенностей эмоционального состояния;

- уровней притязания;

- привычек, традиций;

- подражаний.

Таким образом, раскрывая всю сложность мотивов, выявляя их динамику, связь с развитием личности, постигая их смысл, читатель-школьник значительно обогащает свой опыт самопознания и познания важных сторон духовного мира человека.

Художественная литература, раскрывая сложность психической жизни человека, обогащает читателя знанием бесконечно многообразного мира его переживаний, что влечет за собой возникновение разного рода эмоций. П.И.Додоновым [25, с.31-42] была предложена следующая классификация эмоций, возникающих не только на уроках литературы, но и в процессе самостоятельного чтения.

В перечень названных эмоций входят:

1. Альтруистические эмоции – возникают в процессе восприятия художественного описания поступков литературно персонажа, проявляют его доброе отношение к другим, чуткость, отзывчивость, дружелюбие, заботливость, жалость.

2. Коммутативные эмоции – возникают на основе потребности в общении, что влечет за собой приобретение желания «пообщаться» с такими интересными, разнообразными и непохожими друг на друга литературными героями.

3. Практические эмоции – связанные с возникновением желания добиться хороших результатов; наслаждения самим процессом работы, открытия нового, ранее неизвестного.

4. Гностические эмоции – проявляются в стремлении разобраться в разных интерпретациях и оценках одного и того же произведения; желании выработать собственную точку зрения; возникновении чувства восхищения творческой индивидуальностью писателя; удивления перед многосоставностью проблем.

5. Эстетические чувства – включают не только наслаждение красотой стихотворения или фрагмента прозы, но и состояние «очищения», «возвышения», «преображения», восхищение гармонией «волшебных звуков, чувств и душ», чувство изящного, тонкого, прекрасного.

6. Лирические эмоции – связаны с употреблением метафорических сравнений, а также довольно редких эпитетов.

7. Глористические эмоции – связаны с потребностью в самоутверждении и славе, где главное место занимает чувство удовлетворения, возникающее в результате осознания своего личностного роста, изменения роли и места, которое ранее занимал среди одноклассников.

8. Гедонистические эмоции – удовлетворение потребности в телесном и душевном комфорте.

Итак, на основе данной классификации, можно сделать вывод, что художественная литература является источником самых разнообразных чувств. Это дает возможность человеку жить полнокровной духовной жизнью.

Таким образом, опираясь на научные знания и исследования, в частности Л.Н.Рожиной, автором дипломной работы освещены основные аспекты восприятия читателями-школьниками художественного образа. С этой целью в работу введено такое новое понятие как художественная перцепция – процесс психологического познания человека в условиях восприятия его художественного изображения. Анализ исследований Л.Н.Рожиной дал возможность говорить, что целенаправленное развитие художественной перцепции способствует развитию социально-перцептивных способностей, которые рассматриваются психологами (В.А.Лабунская, С.В.Кондратьева и др.) как способность понимать психические состояния другого, расшифровывать сложный психологический подтекст различных его действий и поступков, выявлять в них качества личности, мотивы ее поведения, оценивать его отношения с другими.

Страницы: 1 2 


Свойства и закономерности
Процессы памяти Память существует в четырех взаимосвязанных процессах: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение. Запоминание - это процесс запечатления воспринятой информации с целью последующего ее сохранения. Качество запоминания зависит от многих факторов: от особенностей запоминаемого материала (его объема, логичности, ...

Формы организации культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения
Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств оптимизации социо-культурной среды окружающей человека. Процесс функционирования КДД можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом социальной сущности, то вторая в выработке у него индив ...

Приложения
Приложение 1. Бланк методики 1 в очень незначительной мере (1) в достаточно незначительной мере (2) в небольшой, но и в немаленькой мере (3) в достаточно большой мере (4) в очень большой мере (5) Денежный заработок Стремление к продвижению по работе Стремление избежать критики со сто ...