Psfine

Позитивная психология

Материалы » Внимание - его устойчивость и колебания » "Умственная работоспособность по Крепелину"

"Умственная работоспособность по Крепелину"
Страница 1

Задача исследования: изучение устойчивости внимания при простой, но монотонной работе. Этот метод был предложен Э. Крепелином для исследования волевого усилия, упражняемости при умственной работе. При применении метода до после трудового задания он может служить способом оценки его утомляемости. Купить шкатулки палех www.palekh.su/cnt/Palekh/.

Оборудование: печатные бланки, секундомер.

Порядок исследования и инструкция испытуемому:

Может проводиться индивидуально и с группой.

"Когда я дам команду "Начинайте! ", Вы насколько возможно быстрее, но без ошибок начните складывать пары чисел, напечатанных на бланке. Если сумма больше 10, то, отбросив десяток, пишите только единицы. Понятно? Каждый раз, когда я буду говорить "Черта", Вы на том месте, где Вас застанет этот сигнал, должны поставить вертикальную черту и сразу же продолжать работу, пока я не дам команду "Стоп". Переверните лист".

Дать команду "Начинайте! ". Пустить секундомер и потом, каждые 15 секунд, говорить: "Черта! ". Дать команду "Стоп! Переверните лист" и остановить секундомер.

Учет и анализ результатов:

При наблюдении и опросе следует уточнить реакцию на монотонность работы, степень усталости и необходимую степень волевого усилия. Учитывается, что мешало работе.

Количественным показателем продуктивности работы является общее число сложенных пар и число ошибок.

Сравнение продуктивности за второй и последний 15-секундный интервал позволяет судить о степени утомляемости или упражняемости внимания, а суммарные показатели дают общую оценку работоспособности и выявляют установку исследуемого на скорость или точность работы.

Строятся графики зависимости общего количества сложений от времени, точности сложений от времени.

Испытуемый № 1

Во время наблюдения и опроса было выявлено, что реакция на монотонность работы, довольно спокойная. Усталость не проявлялась, волевое усилие понадобилось на минимуме.

Ошибок испытуемая не допустила, все отработано точно, без осложнений. Во время сигнала "Черта" испытуемая иногда терялась, но с помощью минимального волевого усилия, приводила в порядок мысли.

Сравним продуктивность за второй и последний 15 секундный интервал. Во втором 15 секундном интервале, испытуемая решила 7 примеров, а в последнем 12. Можно сказать, что во время работы она набирала темп, хотя он иногда обрывался. Возможно, это можно объяснить, растерянности при каждом сигнале о "черте".

Работоспособность у испытуемой довольно высокая, правда немного не собранная, установка испытуемой была, как и на скорость, так и на точность работы.

Испытуемый № 2.

Во время наблюдения и опроса было выявлено, что реакция на монотонность была не совсем спокойной, но испытуемый понимал необходимость проведения эксперимента, поэтому согласился усилием воли удержать нетерпение. Но по ходу работы, испытуемый уже без усилия работал над экспериментом. Ошибку испытуемый совершил одну, число пар составляемых в 15 секунд, было незначительно, в связи с этим можно предположить, что испытуемый дал установку себе на точность работы. Во время самой работы, испытуемый, помогал себе в решении, проговаривая в слух числа и результат своего решения.

Сравним продуктивность за второй и последний 15-секундный интервал. Во второй – у испытуемого 5 решенных примеров, в последнем – 3. Можно предположить, что к концу работы у испытуемого утомилось внимание. В целом, можно сказать что у испытуемого средняя степень работоспособности, но для хорошего качества результата, испытуемому нужно достаточно больше времени.

Сравнение испытуемых:

Страницы: 1 2


Теоретический обзор полоролевой идентичности и её взаимосвязи с поведением. Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст — трудный период психического развития. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности ли ...

Анкета исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия
Прежде чем перейти к исследованию особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия, Е. И. Захарова предлагает изучить содержание блоков. В первый (воспринимающий) входят характеристики, отражающие особенности восприятия — распознавания эмоционального состояния партнера взаимодействия. Характер реагирования родите ...

Теоретические подходы к проблеме изучения социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна в семье. Причины и особенность заболевания в отечественной и зарубежной литературе
Синдром Дауна - врожденное нарушение развития, проявляющееся умственной отсталостью, нарушением роста костей и другими физическими аномалиями. Это одна из наиболее распространенных форм умственной отсталости; ею страдает примерно 10% больных, поступающих в психиатрические лечебницы. На основе достижений последних десятилетий в области ...