Psfine

Позитивная психология

Введение

Одна из задач «Концепции воспитания молодежи в Республике Беларусь» предусматривает нравственное развитие личности – воспитание моральных качеств: любви, добра, порядочности, милосердия и опыта нравственного поведения.

Намечая пути совершенствования начального образования, Н.К.Крупская писала: «Мы много говорим в школе о наблюдательности над явлениями природы, социальными явлениями; наблюдениям же над живыми людьми, их взаимоотношениями не уделяем должного внимания. А между тем они имеют огромное значение». Полнота понимания другого является одним из важных источников социального опыта и источником развития нравственных чувств детей. Вместе с тем, развитию направленности на другого, умения наблюдать за состоянием других, понимать причины их поведения в начальной школе не уделяется должного внимания. Неразвитость младших школьников как субъектов понимания других является причиной их агрессивности, конфликтов как со сверстниками, родителями, так и другими окружающими людьми. Таким образом, понимание других – это важный механизм эмоционально-нравственного развития растущего человека. Социальная значимость этого личностного образования и не разработанность организационно-педагогических основ его формирования обусловили выбор темы дипломной работы – «Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы».

Объект исследования

– особенности понимания другого человека младшими школьниками.

Предметом исследования является

– формирование навыков понимания другого в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Цель исследования

– разработать организационно-педагогические основы формирования у младших школьников навыков понимания другого человека.

Операционализация понятий

– умение, навык, впечатление.

Умение – способность делать что-нибудь, приобретенная знанием, опытом (С.И.Ожегов).

Навык – уменье, созданное упражнениями, привычкой (С.И.Ожегов).

Впечатление – 1) след, оставленный в сознании, в душевной жизни чем-нибудь пережитым, воспринятым; 2) влияние, воздействие; 3) мнение, оценка, сложившиеся после знакомства, соприкосновения с кем - чем-нибудь (С.И.Ожегов).

В основу исследования положена гипотеза

: младшие школьники приобретут навыки понимания других, если в учебно-воспитательном процессе будет организовано преднамеренное восприятие других как познавательный процесс, объектом которого становятся события в жизни другого человека, его эмоциональные состояния, мотивы его поступков; если практикуются творческие задания, требующие объяснения причин поведения других, используются тренинги по восприятию позитивных качеств одноклассников и других окружающих людей; если ребенок включен в систему гуманных взаимоотношений в школьном коллективе.

В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы задачи:

1. изучить состояние проблемы понимания человека человеком в психолого-педагогической литературе;

2. провести анализ учебников по литературному чтению для 3-4 классов как средства развития у младших школьников навыков понимания других людей;

3. выявить методы организации наблюдения младших школьников за обликом другого человека;

4. определить содержание внеклассной работы по развитию школьников как субъектов понимания других людей.

Методы и методики исследования: теоретический анализ научной литературы, анализ школьных учебников, социометрия, тест, метод решения психолого-педагогических задач.


История отечественной социальной психологии
Отечественная социальная психология возникла в середине XIX в. В своем становлении она прошла следующие этапы: —зарождение социально-психологических идей в общественных и естественных науках; —отпочкование от родительских дисциплин (психологии и социологии) и превращение в самостоятельную науку; —возникновение и развитие эксперимента ...

Анализ и интерпритация полученных результатов
В ходе обработки данных, полученных при проведении экспериментального исследования, нами были получены следующие результаты. Методика 1. Данные, полученные в результате проведения методики К.Замфира в модификации А.Реана «Изучение мотивации профессиональной деятельности» были занесены в таблицу: Таблица 1 в очень незначительной ...

Формы мышления
Результаты процесса мышления существуют в форме суждений, умозаключений и понятий.[12] Понятие - мысль, в которой отражаются общие, существенные признаки предметов и явлений.[13] Понятия бывают конкретные и абстрактные. Конкретные понятия отражают предметы, явления, события окружающего мира, абстрактные отражают отвлеченные идеи. Напри ...