Psfine

Позитивная психология

Понятие «агрессивного поведения»
Страница 1

В последние годы ученые, работающие в разных направлениях, предлагают многообразные подходы и трактовки к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. Так, если не сосредотачиваться на деталях и подойти к вопросу глобально, то можно, как утверждает А.А. Реан, выделить два полярных подхода к феномену агрессии.

Первый из них он называет этико – гуманистическим подходом. Здесь агрессия, причинение вреда другому человеку расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности человека. И, соответственно, такое поведение оценивается негативно. В науках о человеке этот подход представлен в гуманистической психологии, экзистенциональной и гуманистической психологии, а так же в базирующихся на их основе педагогических теориях. Христианская концепция тоже должно быть отнесена к этому подходу. Идеи гуманистического подхода к феномену агрессии входят к традициям христианского учения. Этот подход, признавая относительную свободу личности от среды, признает и возможность социогенетического влияния на развитие, как агрессивности, так и позитивной открытости личности. Понимание этой возможности ведет к формулированию этической системы ценностей и принципов жизни, к построению этико-гуманистической системы воспитания и развития личности, к формулированию идеи помогающих отношений и эмпатийного понимания.

Другой подход А.А. Реан называет эволюционно-генетическим. В рамках этого подхода внутривидовая агрессия расценивается как биологически целесообразная форма поведения, способствующая выживанию и адаптации. Этот подход также объединяет различные концепции, начиная от концепции выживания вида и психобиологической адаптации индивида и кончая концепциями социальной адаптации. Не нашедшая выхода агрессия – это плохо, потому что грозит индивиду различными нарушениями. В это связи обосновывается концепция катарсиса, который связан с разрядкой агрессивности на эрзац-объект. Имеется бесчисленное количество работ о разрядке агрессии на различного рода эрзац-объекты; объект агрессии в виде куклы, разрядка в процессе участия в спортивной борьбы, новейшие методы катарсиса, связанные с компьютерными технологиями создания виртуальной реальности. Спорт, как особо ритуализированная форма борьбы, вероятно, действительно способствует разрядке агрессивных импульсов. Но в этом случае, как считает А.А. Реан, речь должна идти о реальной спортивной борьбе в роли участника, а не в роли наблюдателя. А.А. Реан отрицает катарсис через просмотр видеофильмов, что на наш взгляд вполне оправданно. Это связанно с тем, что идея кино – видеокатарсиса основана на предположении об идентификации смотрящего с героем – агрессором. Однако то, что идентификация будет именно такой, вовсе не факт. Конкретный человек, в силу сложившейся «Я-концепции», сформировавшейся у него системы отношений личности к действительности, симпатий и антипатий, может идентифицировать себя с разными героями, в том числе и с жертвой. Но о каком катарсисе в этом случае речи не идет. Вместе с тем, в компьютерных играх вопрос об идентификации решается более однозначно, в определенно смысле даже навязчиво жестоко.

Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность. Целью агрессии может быть:

· собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия),

· использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия).

Агрессия бывает направлена

· на внешние объекты (людей или предметы), А. Бандура и Р. Уолтерс называют ее асоциальной агрессией и связывают с действиями социально-деструктивного характера

· на себя (тело или личность).

Агрессия принимает самые разнообразные формы:

· Явные. Несмотря на то, что термин «агрессия» обычно употребляется для обозначения разрушительных намерений, его распространяют и на более позитивные проявления, например активность, порождаемую честолюбием. Подобные действия обозначают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются невраждебной мотивацией. Они проявляются в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состязаниях и т. д.

Наиболее же привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы.

· Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.

Агрессивное влечение может проявляться через различные агрессивные аффекты, такие, как (в порядке усиления интенсивности и глубины), раздражение, зависть, отвращение, злость, нетерпимость, неистовство, ярость, бешенство и ненависть. Интенсивность агрессивных аффектов коррелирует с их психологической функцией. Агрессия может выполнять такие важные для индивида функции, как отстаивание автономии, устранение источника угрозы или страдания, удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей, разрешение внутреннего конфликта, повышение самооценки. При этом агрессия может частично или полностью не осознаваться ее хозяином.

Страницы: 1 2


Зарождение коллектива.
Модель группы «Песок». Этот этап свойственен только что созданным группам или тем группам, где люди не могут тесно общаться, проявлять свои искренние чувства. Каждый член группы чувствует некоторое стеснение, защищается, старается повысить свою роль в решении стоящей задачи. Люди стремятся скрыть свои чувства, слабости, пытаются быть ...

Взаимосвязь общения и отношения
В психологической науке выполняется очень много исследований, в которых тот или иной более простой или более сложный феномен освещается сам по себе, не в связи с другими явлениями, а это всегда обедняет значение получаемых результатов, потому что по-настоящему понять сущность любого явления можно, лишь постигая его во взаимодействии с д ...

Соединение простых чувств
Все имеющиеся в любой данный момент в сознании элементы чувств объединяются в одну единую равнодействующую чувства. Правда, и одновременные ощущения в пределах известной области чувств тоже обыкновенно более или менее тесно объединяются в одно целое. Так, одновременные звуки объединяются в созвучие, одновременные световые впечатления — ...