Psfine

Позитивная психология

Материалы » Взаимосвязи индивидуальных психологических особенностей и особенностей произвольной саморегуляции и стресс-совладающего поведения » Теоретические аспекты взаимосвязи индивидуальных психологических особенностей и особенностей произвольной саморегуляции и стресс-совладающего поведения. Особенности вегетативного баланса нервной си

Теоретические аспекты взаимосвязи индивидуальных психологических особенностей и особенностей произвольной саморегуляции и стресс-совладающего поведения. Особенности вегетативного баланса нервной си
Страница 3

Тип вегетативного реагирования во многом обусловливает адаптационный потенциал личности – определяя запас функциональных резервов организма, механизмы саморегуляции, направленные на его поддержание и расходование и, как следствие,

– разная плата за адаптацию

– выбор стратегии адаптации – как физиологические, так, в определенной степени, и психические ее компоненты (в первую очередь, по-видимому, стратегия поведения – произвольная саморегуляция)

Исследования оценки физиологических компонентов адаптационных резервов – с применением индексов Баевского показано:

– в процессе адаптации организма к длительному действию невесомости растет активность регуляторных систем, вегетативный баланс постепенно смещается в сторону усиления тонуса симпатической системы

– особенности адаптационной реакции зависят от индивидуального типа вегетативной регуляции:

а) у ваготоников (с большим запасом ФР) в ходе адаптации к полету на начальных этапах возрастает степень напряжения регуляторных систем (симпатический тонус), что сопровождается незначительным расходом ФР

– по мере адаптации степень напряжения снижается и организм практически возвращается к исходному уровню вегетативного баланса

б) у симпатотоников при исходно более низком уровне ФР и высокой степени напряжения регуляторных систем в ходе адаптации к полету степень напряжения возрастала, а уровень ФР снижался, что отражено в более высоком стресс-индексе.

В последние годы становятся популярными методы игрового биоуправления – обучение навыкам произвольной саморегуляции физиологических состояний на основе биологических обратных связей – с целью коррекции состояний психоэмоционального напряжения.

Их можно рассматривать как повышение вклада психических компонентов саморегуляции в адаптационные процессы за счет повышения парасимпатического тонуса

Таким образом, характер вегетативного реагирования, являясь устойчивой индивидуальной характеристикой, в определенной степени обусловливает:

– личностные особенности (в частности, отдельные компоненты эмоционально-мотивационной сферы),

– особенности когнитивных процессов (в частности, процессы внимания),

– характер процессов саморегуляции – как физиологических, так и психических ее компонентов,

– индивидуальную стратегию и эффективность адаптационных реакций (в том числе и социального поведения).

Типологические свойства нервной системы являются основой формирования темперамента, способностей человека, влияют на развитие ряда личностных черт, поэтому далее целесообразно рассмотреть темперамент, психофизиологические особенности человека.

Страницы: 1 2 3 


Психология судебных прений и судебной речи
Самостоятельной частью судебного разбирательства являются судебные прения, в которых каждое участвующее в деле лицо излагает свою точку зрения на обстоятельства дела и предстоящие разрешению вопросы на основе доказательств, проверенных в ходе судебного следствия. В своих речах заинтересованные стороны обосновывают доказанность или недок ...

Простой способ произвести хорошее впечатление.
Вы должны испытывать радость от общения с людьми, если хотите, чтобы люди испытывали радость от общения с вами. По словам заведующего отделом найма большого нью-йоркского универсама, он скорее принял бы на работу девушку-продавщицу, не закончившую начальную школу, но обладающую улыбкой, чем доктора философии с постным лицом. По утв ...

Приложения
Приложение 1 Параллелограмм развития памяти по Леонтьеву. Эффективность запоминания с опорой на внешние средства и без опоры на внешние средства. Приложение 2 Параллелограмм развития внимания по Л.С. Выготскому Верхние линии параллелограмма отражают успешность решения задачи с опорой на внешние средства, нижние линии – без исполь ...