Psfine

Позитивная психология

Материалы » Взаимосвязи индивидуальных психологических особенностей и особенностей произвольной саморегуляции и стресс-совладающего поведения » Теоретические аспекты взаимосвязи индивидуальных психологических особенностей и особенностей произвольной саморегуляции и стресс-совладающего поведения. Особенности вегетативного баланса нервной си

Теоретические аспекты взаимосвязи индивидуальных психологических особенностей и особенностей произвольной саморегуляции и стресс-совладающего поведения. Особенности вегетативного баланса нервной си
Страница 2

В качестве основного базового компонента психофизиологических механизмов адаптации рассматривают вегетативную нервную систему (ВНС), которая выполняет задачу поддержания оптимального функционального состояния организма, адекватного текущей деятельности. Типологические особенности вегетативной регуляции, обусловленные балансом симпатического и парасимпатического отделов ВНС, являются устойчивой личностной характеристикой. Они выявляются уже в раннем детском возрасте и во многом определяют особенности психо-эмоциональной и когнитивной сферы, мотивационных стилей, эффективность и характер физиологических и психических процессов саморегуляции, адаптационные возможности организма (в том числе и особенности социальной адаптации) (Вейн А.М; Суворова В.В., Beauchaine Th.P., Friedman B.H., Friedman B.H., Thayer J.F; Friedman М. Porges S.W.) [].

В современной психофизиологии для диагностики вегетативного баланса широко используют метод оценки вариабельности сердечного ритма (Баевский Р.М., Porges S.W.) []

. В контексте такого подхода состояние сердечно-сосудистой системы рассматривают как интегральный показатель функционального состояния организма, а также состояния систем саморегуляции. В 60-е годы в нашей стране был разработан метод анализа вариативности сердечного ритма (ВСР), который позволяет не только охарактеризовать особенности вегетативного реагирования, но и оценить функциональные резервы организма и степень напряжения регуляторных систем.

Психические механизмы обеспечивают: с одной стороны – удовлетворение актуальных потребностей и реализацию связанных с ними значимых целей (при сохранении физического и психического здоровья), с другой стороны – соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды (Ф.Б. Березин) [].

Физиологические механизмы обеспечивают адекватное функционирование внутренних органов в соответствии с текущей деятельностью. Задачу поддержания оптимального функционального состояния организма выполняет ВНС, которая на основе отрицательных обратных связей запускает механизмы саморегуляции основной поток информации – афферентная висцероцепция и выполняет две задачи:

а) обеспечивает перестройку уровня функционирования органов и их систем в соответствии с требованиями текущей деятельности,

б) одновременно – сохранение гомеостаза.

После реализации приспособительной реакции на воздействие стрессора происходит восстановление исходного функционального состояния.

Интенсивное или длительное стрессирующее воздействие вызывает последовательное вовлечение в процесс адаптации структур все более высоких уровней регуляции, в результате чего растут напряжение регуляторных систем и расход функциональных резервов (Р.М. Баевский) [].

Перенапряжение систем регуляции ведет к истощению защитных сил организма, снижению его функциональных возможностей, что, в свою очередь, может привести к переходу общего адаптационного синдрома в фазу истощения (дистресс).

В этой ситуации, когда цена адаптации высока и возникает перенапряжение физиологических механизмов, вновь возрастает роль психических механизмов, в этой ситуации они направлены на минимизацию физиологических реакций при действии стрессора.

В том случае, когда требования к адаптивным механизмам превышают адаптивные возможности организма, возникает необходимость выбора между двумя адаптационными стратегиями:

– первая – сохранение психического и физиологического гомеостаза за счет отказа от достижения значимых результатов

– вторая – достижение значимых результатов ценой нарастания психической напряженности и психосоматических изменений.

Такой конфликт ведет к нарушению адекватности адаптационного процесса и нарастанию психоэмоционального стресса:

– формируются специфические для конкретных условий синдромы патологических состояний или функциональных нарушений.

Тип вегетативного реагирования во многом обусловливает адаптационный потенциал личности – определяя запас функциональных резервов организма, механизмы саморегуляции, направленные на его поддержание и расходование и, как следствие разная плата за адаптацию и выбор стратегии адаптации – как физиологические, так, в определенной степени, и психические ее компоненты (в первую очередь, по-видимому, стратегия поведения – произвольная саморегуляция)

Страницы: 1 2 3


Аспекты состояния одиночества личности
Одиночество испытывают люди разных возрастов, профессий, материальных и социальных статусов. В самом общем приближении оно связано с переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания. Но что стоит за понятием «оторванность»? Физическая изолированность не отраж ...

Новые условия — новые требования
Вчерашний школьник, став первокурсником, сталкивается с новой для себя действительностью и вынужден считаться с теми требованиями, которые она предъявляет к нему. Сравним требования к школьнику-старшекласснику и студенту-первокурснику. Школа Вуз Содержание учебного процесса Внимание уделяется запоминанию информации, кот ...

О пользе работы в читальном зале и посещения занятий
У многих первокурсников не сразу вырабатывается положительное отношение к работе в читальном зале. Одних он просто отпугивает, другие там чувствуют себя стесненно, третьи не видят преимуществ работы в читальном зале. Но многолетние наблюдения показывают, что студенты, чаще посещающие читальный зал, имеют лучшие успехи в учебе по, сравне ...