Psfine

Позитивная психология

Материалы » Профессиональное и психологическое развитие личности студентов » Основные характеристики личностного развития

Основные характеристики личностного развития
Страница 3

Реальный тип социализационной нормы отражает статистическое большинство результатов социализации индивидов данного общества в конкретный исторический период его развития. Реальная социализационная норма, имея, как правило, много сходства с ее нормативным типом, нередко существенно отличается от последнего, вплоть до противоположности. При этом социализация может оставаться соответствующей реальной норме. Она имеет широкую вариативность, основывающуюся на автономии формирующейся личности. Большая амплитуда колебаний может отмечаться в стихийных воздействиях каналов социализации. Реальная социализационная норма как статистическая характеристика результативности интеграции индивидов в социум имеет и нетипические образования. Огромная пестрота социализационных практик в современном обществе расширяет границы реальной нормы социализации, усиливает ее периферийные участки, затрудняет ее эмпирическую фиксацию. Латентная сторона реальной нормы связана со скрытыми путями и способами децентрализованной социализации, затрагивающей в большей или меньшей степени того или иного индивида. Поэтому даже при высокой степени централизации и унификации социальных стандартов в обществе люди имеют не только природные, генетически предопределенные различия, но и великое множество социализационных различий. Этот феномен усиливается в обществе постмодерна, где сужаются границы централизации и унификации [24].

Особенности социализации молодежи

Специфика социализации молодежи связана с особенностью этапа социализации, включающего завершение первичной ее стадии и начало вторичной. Первичную стадию индивид проходит в детском возрасте. Благодаря ей, он становится полноценным членом общества. Вторичная стадия — это последующий процесс, происходящий с уже социализированным индивидом.

В процессе первичной социализации конструируется первичный мир индивида. Основой этого становится интернализация: непосредственное постижение или интерпретация объективного факта как определенного значения [24]. В этот период освоение индивидом окружающего мира происходит преимущественно через "понимание другого". Индивид "вбирает" в себя общие ценности в процессе общения со значимыми "другими", будучи направляемым ими. На этой стадии отсутствует выбор значимых "других": родителям, семье принадлежит главенствующая роль как агентам социализации; объективная реальность воспринимается как неизбежность, конституируемая в языковых, интерпретационных и мотивационных схемах. Таким образом, первичная социализация формирует основы тезауруса — достаточного состава информации и установок, позволяющих молодому человеку осваивать социальную субъектность.

Вторичная социализация происходит с уже социализированным индивидом. Этот процесс, во многом сходный с предыдущим, имеет принципиальное отличие, состоящее в том, что для индивида ближайшее его окружение, а также общество, да и сам индивид в его же представлениях оказываются "другими" с учетом освоенной им ранее объективной реальности. Начальный этап вторичной социализации предполагает овладение таким тезаурусом, который позволяет молодому человеку присвоить социальную субъектность в формах, принятых в обществе. Социальные роли деиндивидуализируются, они воспринимаются как заменяемые. В сознании индивида постепенно происходит абстрагирование от ролей и установок конкретных "других" до ролей и установок вообще. Это связано с идентификацией индивида не только с конкретными значимыми "другими", ориентацией на обобщенного "другого" (в понимании Дж.Г. Мида), но и отождествлением себя со всеобщностью "других", т.е. с обществом. Начало вторичной социализации, как правило, совпадает со снижением роли родительской семьи как агента социализации, социальность уже не воспринимается как само собой разумеющееся. С присвоением субъектности индивид пытается созидать и изменять ее. Формирование в сознании обобщенного "другого" — решающая фаза социализации. Она включает интернализацию общества как такового и субъективное установление целостной идентичности. Когда обобщенный "другой" выкристаллизовывается в сознании, устанавливается симметричная связь между объективной и субъективной реальностями.

Страницы: 1 2 3 4 5


Программа С.А. Козловой «Я - человек»
Программа «Я - человек». Приобщение ребенка к социальному миру. Цель программы дать педагогу «инструмент», который поможет ему сформировать у ребенка представление об окружающем мире, о себе как о представителе человеческого рода; о людях, живущих на Земле, их разнообразной деятельности, о правах и обязанностях. В идеале автор ставит з ...

Приложения
Приложение 1. Бланк методики 1 в очень незначительной мере (1) в достаточно незначительной мере (2) в небольшой, но и в немаленькой мере (3) в достаточно большой мере (4) в очень большой мере (5) Денежный заработок Стремление к продвижению по работе Стремление избежать критики со сто ...

Приложения
Приложение 1 Вопросы анкеты 1) Какие положительные черты ребенка вы могли бы назвать? 2) Что в его поведении вас не устраивает? 3) Умеет ли ребенок быть внимательным в учебных занятиях? 4) Как быстро он устает в процессе работы? 5) Владеет ли навыками самообслуживания? Может ли сам сохранять опрятный вид и поддерживать порядок? 6 ...