Характеристика и классификация экстремальных ситуацийСтраница 2
Для экстремальных ситуаций характерны трудности, вызванные разными факторами, относящимися к трем группам: обстановочным, деятельностным и личностным.
К обстановочным факторам относятся объективные особенности событий:
1) факт возникновения события, относимого обычно к экстремальным (катастрофа, авария, землетрясение, пожар, крах, смерть и пр.);
2) наблюдаемых потерь, лишений, разрушений, страданий, срыва работы, неудачи, поражения и пр. (непосредственные впечатления);
3) объективной угрозы выполнению плана, достижению цели, здоровью, жизни людей или самого сотрудника;
4) новизны, необычности, внезапности, стремительности возникновения и протекания значимого события (помех, конфликтов, противодействия, вымогательства, шантажа, нападения и др.);
5) неопределенности, общей тревожности, пораженческих настроений, хождения слухов.
Деятельностные факторы присущи самой деятельности, которую реализует человек;
1) понимания большой значимости предстоящих или выполняемых человеком действий;
2) предвидения больших трудностей в достижении необходимого результата и возможности неудачи',
3) понимания большой цены ошибки, если она будет допущена;
4) осознания личной ответственности за успех;
5) дефицита времени для подготовки, принятия решения и достижения необходимого результата;
6) ожидания,
7) понимания недостаточной обеспеченности предстоящих или осуществляемых действий, нужной для успеха;
8) коллективизма, солидарности, выражающиеся в понимании не подводить других, не выглядеть в их глазах неполноценным профессионалом, неполноценной личностью;
9) неудач, сделанных промахов, ошибок;
10) больших и длительных нагрузок.
Личностные факторы связаны с психологическими и педагогическими особенностями личности:
1) отсутствие интереса. Работа с интересом умножает силы, без него — заставляет постоянно пересиливать себя;
2) отсутствие личного опыта действий в экстремальных вообще или подобных ситуациях;
3) неуверенность в себе;
4) неуверенность в правильности решения, сделанном выборе {борьба мотивов);
5) неуверенность в коллегах, руководителе;
6) неуверенность в технике, средствах защиты, оружии;
7) непонимание обстановки и того, что надо делать;
8) психологическая неготовность, неполной собранности;
9) низкая психологическая надежность, проявляющаяся в обостренных реакциях на трудности (чрезмерная тревожность, переживания, плохое самообладание);
10) низкая работоспособность и выносливость.
По степени экстремальности, трудностей, напряжений все ситуации делятся на:
1) нормальные, характерные обычными трудностями;
2) параэкстремалъные — трудности около предельных;
3) собственно экстремальные — испытываемые трудности требуют полной мобилизации возможностей человека;
4) гиперэкстремальные — трудности чрезмерны, превосходят возможности человека, обязывают действовать «через не могу» [19].
Профессиональная деятельность, да и нередко жизнь, характерны чередой ситуаций, в которой встречаются все эти типы. Любая нормальная ситуация может перерасти в остро экстремальную даже из-за неосторожно сказанного слова, полученной новой информации, нервного состояния собеседника.
Экстремальность — объективно-субъективное явление. Одна и та же ситуация для разных людей может быть нормальной, параэкстремальной, экстремальной или гиперэкстремальной. В решающей степени это зависит от особенностей личности, подготовленности и психического состояния. Так, прыжок с парашютом для человека, впервые совершающего его, бесспорно экстремален, а для мастера парашютного спорта — обыденное, нормальное событие. Собранный, настороженный и отмобилизовавший свои силы человек готов к встрече с любыми опасностями и неожиданностями, но он может вздрогнуть, испытать мгновенный испуг и растерянность, услышав рядом телефонный звонок, когда пребывает в состоянии расслабленности (психологически верна народная поговорка: “расплох и медведя губит”) [19].
Обработка и анализ результатов
При оценке результатов прежде всего выявляют различия во времени, которое испытуемый тратит на отыскание чисел одной таблицы. В среднем на одну таблицу тратится от 30 до 50 сек., чаще всего 40— 42 сек.
Бывает, что испытуемый называет и показывает ряд чисел со скоростью 1—1,5 сек. на число, а затем вдруг не может найти какое-либо одно ч ...
Экспериментальные исследования особенностей межличностных отношений
подростков с девиантным поведением. Характеристика методов и методик
исследования
Задачами курсовой работы являются:
1) Выявление подростков с девиантным поведением;
2) Анализ тенденции находиться в обществе других людей;
3) Анализ тенденции контролировать отношения с другими;
4) Анализ тенденции устанавливать глубокие эмоциональные отношения;
5) Сравнение особенностей межличностных отношений подростков с девиан ...
Характеристика творческих способностей и креативности
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ран ...