Psfine

Позитивная психология

Характеристика и классификация экстремальных ситуаций
Страница 2

Для экстремальных ситуаций характерны трудности, вызванные разными факторами, относящимися к трем группам: обстановочным, деятельностным и личностным.

К обстановочным факторам относятся объективные особенности событий:

1) факт возникновения события, относимого обычно к экстремальным (катастрофа, авария, землетрясение, пожар, крах, смерть и пр.);

2) наблюдаемых потерь, лишений, разрушений, страданий, срыва работы, неудачи, поражения и пр. (непосредственные впечатления);

3) объективной угрозы выполнению плана, достижению цели, здоровью, жизни людей или самого сотрудника;

4) новизны, необычности, внезапности, стремительности возникновения и протекания значимого события (помех, конфликтов, противодействия, вымогательства, шантажа, нападения и др.);

5) неопределенности, общей тревожности, пораженческих настроений, хождения слухов.

Деятельностные факторы присущи самой деятельности, которую реализует человек;

1) понимания большой значимости предстоящих или выполняемых человеком действий;

2) предвидения больших трудностей в достижении необходимого результата и возможности неудачи',

3) понимания большой цены ошибки, если она будет допущена;

4) осознания личной ответственности за успех;

5) дефицита времени для подготовки, принятия решения и достижения необходимого результата;

6) ожидания,

7) понимания недостаточной обеспеченности предстоящих или осуществляемых действий, нужной для успеха;

8) коллективизма, солидарности, выражающиеся в понимании не подводить других, не выглядеть в их глазах неполноценным профессионалом, неполноценной личностью;

9) неудач, сделанных промахов, ошибок;

10) больших и длительных нагрузок.

Личностные факторы связаны с психологическими и педагогическими особенностями личности:

1) отсутствие интереса. Работа с интересом умножает силы, без него — заставляет постоянно пересиливать себя;

2) отсутствие личного опыта действий в экстремальных вообще или подобных ситуациях;

3) неуверенность в себе;

4) неуверенность в правильности решения, сделанном выборе {борьба мотивов);

5) неуверенность в коллегах, руководителе;

6) неуверенность в технике, средствах защиты, оружии;

7) непонимание обстановки и того, что надо делать;

8) психологическая неготовность, неполной собранности;

9) низкая психологическая надежность, проявляющаяся в обостренных реакциях на трудности (чрезмерная тревожность, переживания, плохое самообладание);

10) низкая работоспособность и выносливость.

По степени экстремальности, трудностей, напряжений все ситуации делятся на:

1) нормальные, характерные обычными трудностями;

2) параэкстремалъные — трудности около предельных;

3) собственно экстремальные — испытываемые трудности требуют полной мобилизации возможностей человека;

4) гиперэкстремальные — трудности чрезмерны, превосходят возможности человека, обязывают действовать «через не могу» [19].

Профессиональная деятельность, да и нередко жизнь, характерны чередой ситуаций, в которой встречаются все эти типы. Любая нормальная ситуация может перерасти в остро экстремальную даже из-за неосторожно сказанного слова, полученной новой информации, нервного состояния собеседника.

Экстремальность — объективно-субъективное явление. Одна и та же ситуация для разных людей может быть нормальной, параэкстремальной, экстремальной или гиперэкстремальной. В решающей степени это зависит от особенностей личности, подготовленности и психического состояния. Так, прыжок с парашютом для человека, впервые совершающего его, бесспорно экстремален, а для мастера парашютного спорта — обыденное, нормальное событие. Собранный, настороженный и отмобилизовавший свои силы человек готов к встрече с любыми опасностями и неожиданностями, но он может вздрогнуть, испытать мгновенный испуг и растерянность, услышав рядом телефонный звонок, когда пребывает в состоянии расслабленности (психологически верна народная поговорка: “расплох и медведя губит”) [19].

Страницы: 1 2 


Виды памяти
По критерию времени сохранения информации в голове человека выделяют следующие виды памяти: * мгновенная (сенсорная); * кратковременная; * оперативная; * долговременная; * генетическая [20, 25, 33]. Мгновенной или сенсорной называют самую короткую по времени хранения информации память, которая работает лишь тогда, когда человек ...

Использование художественной деятельности на мероприятиях по изучению истории родного края
Художественная деятельность занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. При аттестации детских садов это направление выделяется как приоритетное наряду с интеллектуальным и физическим развитием детей. Художественная деятельность - это организация жизни и деятельности детей ...

Самооценка как эмоционально-оценочная составляющая Я-концепции
Несмотря на очевидную близость, психологические понятия самооценки и Я-концепции имеют отличия. Я-концепция представляет набор скорее описательных, чем оценочных, представлений о себе. Понятие самооценки, наоборот непосредственно связаны с тем, как человек оценивает себя, свои собственные качества. Например, осознание человеком того, чт ...