Характеристика и классификация экстремальных ситуацийСтраница 2
Для экстремальных ситуаций характерны трудности, вызванные разными факторами, относящимися к трем группам: обстановочным, деятельностным и личностным.
К обстановочным факторам относятся объективные особенности событий:
1) факт возникновения события, относимого обычно к экстремальным (катастрофа, авария, землетрясение, пожар, крах, смерть и пр.);
2) наблюдаемых потерь, лишений, разрушений, страданий, срыва работы, неудачи, поражения и пр. (непосредственные впечатления);
3) объективной угрозы выполнению плана, достижению цели, здоровью, жизни людей или самого сотрудника;
4) новизны, необычности, внезапности, стремительности возникновения и протекания значимого события (помех, конфликтов, противодействия, вымогательства, шантажа, нападения и др.);
5) неопределенности, общей тревожности, пораженческих настроений, хождения слухов.
Деятельностные факторы присущи самой деятельности, которую реализует человек;
1) понимания большой значимости предстоящих или выполняемых человеком действий;
2) предвидения больших трудностей в достижении необходимого результата и возможности неудачи',
3) понимания большой цены ошибки, если она будет допущена;
4) осознания личной ответственности за успех;
5) дефицита времени для подготовки, принятия решения и достижения необходимого результата;
6) ожидания,
7) понимания недостаточной обеспеченности предстоящих или осуществляемых действий, нужной для успеха;
8) коллективизма, солидарности, выражающиеся в понимании не подводить других, не выглядеть в их глазах неполноценным профессионалом, неполноценной личностью;
9) неудач, сделанных промахов, ошибок;
10) больших и длительных нагрузок.
Личностные факторы связаны с психологическими и педагогическими особенностями личности:
1) отсутствие интереса. Работа с интересом умножает силы, без него — заставляет постоянно пересиливать себя;
2) отсутствие личного опыта действий в экстремальных вообще или подобных ситуациях;
3) неуверенность в себе;
4) неуверенность в правильности решения, сделанном выборе {борьба мотивов);
5) неуверенность в коллегах, руководителе;
6) неуверенность в технике, средствах защиты, оружии;
7) непонимание обстановки и того, что надо делать;
8) психологическая неготовность, неполной собранности;
9) низкая психологическая надежность, проявляющаяся в обостренных реакциях на трудности (чрезмерная тревожность, переживания, плохое самообладание);
10) низкая работоспособность и выносливость.
По степени экстремальности, трудностей, напряжений все ситуации делятся на:
1) нормальные, характерные обычными трудностями;
2) параэкстремалъные — трудности около предельных;
3) собственно экстремальные — испытываемые трудности требуют полной мобилизации возможностей человека;
4) гиперэкстремальные — трудности чрезмерны, превосходят возможности человека, обязывают действовать «через не могу» [19].
Профессиональная деятельность, да и нередко жизнь, характерны чередой ситуаций, в которой встречаются все эти типы. Любая нормальная ситуация может перерасти в остро экстремальную даже из-за неосторожно сказанного слова, полученной новой информации, нервного состояния собеседника.
Экстремальность — объективно-субъективное явление. Одна и та же ситуация для разных людей может быть нормальной, параэкстремальной, экстремальной или гиперэкстремальной. В решающей степени это зависит от особенностей личности, подготовленности и психического состояния. Так, прыжок с парашютом для человека, впервые совершающего его, бесспорно экстремален, а для мастера парашютного спорта — обыденное, нормальное событие. Собранный, настороженный и отмобилизовавший свои силы человек готов к встрече с любыми опасностями и неожиданностями, но он может вздрогнуть, испытать мгновенный испуг и растерянность, услышав рядом телефонный звонок, когда пребывает в состоянии расслабленности (психологически верна народная поговорка: “расплох и медведя губит”) [19].
Анализ существующих программ, направленных на коррекцию
агрессивности
Существуют различные коррекционные программы, направленные на преодоление агрессивности на разных возрастных этапах. Наиболее разработанными являются программы для подросткового возраста. Примером такой программы может послужить комплексная методика коррекции нарушений поведения у детей, разработанная И.А. Фурмановым, которая включает в ...
Изучение межличностных отношений у детей с интеллектуальной
недостаточностью при помощи методики «рисованный апперцептивный тест» (рат)
Тематический апперцептивный тест (Thematic Apperception Test, ТАТ) – проективная методика исследования личности. Одна из старейших и наиболее распространенных в мире. Создана Х. Морган и Г. Мюрреем в 1935 г. Впоследствии методика становится более известной под именем Г. Мюррея, который внес весомый в клад в ее разработку. Стимульный мат ...
Сущность профессиональной ориентации молодежи
В большинстве случаев, когда человека спрашивают о том, как он представляет себе профориентацию, то он отвечает, что это когда школьников тестируют на наличие тех или иных качеств личности, необходимых для какой-либо профессии. Но на самом деле, профессиональная ориентация этим не ограничивается. Для того, чтобы понять что такое профори ...