Psfine

Позитивная психология

Материалы » Методологические основы психологии » Анализ понятий: «метод», «теория», «методология», а также «наука», «философия» и «мировоззрение»

Анализ понятий: «метод», «теория», «методология», а также «наука», «философия» и «мировоззрение»
Страница 1

Метод

– (от греч. methodos — путь, способ исследования, обучения, изложения) — совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного М. детерминируется целью познавательной или практической деятельности, предметом изучения или действия и условиями, в которых осуществляется деятельность. Существует множество классификаций М. познания. В частности, выделяют частные специальные М. отдельных конкретных наук, напр. М. механики, оптики, термодинамики, химического анализа, критический анализ источников как М. исторической науки, сравнительный М. в языкознании и т. п. Наряду с М. конкретных наук существуют также общенаучные М., т. е. М., используемые обширным классом наук или даже всеми науками. К числу таких М. обычно относят наблюдение, измерение, эксперимент, индуктивный М., М. гипотез, М. формальной логики и т. п. И наконец, наиболее общими М., применимыми как в познании, так и в практике, являются философские М., напр. метафизический и диалектический М., М. восхождения от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, идеализация и абстракция, сравнение и т. п. Наряду с указанной классификацией широким распространением пользуется также разделение М. науки на эмпирические и теоретические М. познания. Всякий М. опирается на определенное знание об объектах познания или практического действия. Поэтому иногда М. называют научные принципы и теории. Учение о М. называется методологией [8; c. 133].

Теория

(греч. teoriy, «рассмотрение, исследование») — совокупность умозаключений, отражающая объективно существующие отношения и связи между явлениями объективной реальности. Таким образом, теория — это интеллектуальное отражение реальности. В теории каждое умозаключение выводится из других умозаключений на основе некоторых правил логического вывода. Способность прогнозировать — следствие теоретических построений. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом.

Теорией часто называют различные гипотетические построения, например «теория геосинклиналей», «теория происхождения жизни на Земле» и пр.

В "чистых" науках: теория – это произвольная совокупность предложений некоторого искусственного языка, характеризующегося точными правилами построения выражений и их понимания.

Обычно считают, что стандартным методом проверки теорий является прямая экспериментальная проверка [8; c.268].

Методоло́гия

(от греч. metodologia — учение о методах) - это поиск цели, набор приёмов, методов, средств, способов, принципов достижения цели. 1. Теоретической цели - истинного знания; 2. Практической цели - приёмов и способов того, как достичь желаемой практической цели и не погрешить против истины, или того, что мы считаем истинным знанием.

Методологию можно рассматривать в двух срезах: как теоретическую, и она тесно связана с разделом философского знания гносеология, так и практическую - ориентированную на решение практических проблем и преобразование мира.

Качество метода проверяется практикой, решением реальных задач - то есть поиском принципов достижения цели, реализуемых в комплексе реальных дел и обстоятельств [19].

Нау́ка

— особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи, и как следствие — прогнозировать.

Философия науки

Философия науки представлена множеством оригинальных концепций, предлагающих те или иные модели познавательной деятельности и развития науки. Она сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характеристик науки, позволяющих отличить её от других видов познавательной деятельности [19].

Филосо́фия

Страницы: 1 2


Стресс-совладающее поведение (копинги)
Впервые термин появился в психологической литературе в 1962 году; Л. Мэрфи применил его, изучая, каким образом дети преодолевают кризисы развития [Никольская, Грановская, 2000, стр. 70]. Четыре года спустя, в [[1966]] году Р. Лазарус в своей книге «Psychological Stress and Coping Process» («Психологический стресс и процесс совладания с ...

Анализ использования времени
Вполне возможно, что при первом взгляде на данные, полученные методом "самофотографии", вы удивитесь и даже ужаснетесь тому, как много времени уходит "впустую". Не удивляйтесь, переоценка собственной занятости — явление обычное и расценивается психологами как вполне положительная особенность человеческой психики. В ...

Стресс и управление им в деятельности руководителя
Понятие стресса прочно вошло не только в научную терминологию, но и в повседневную жизнь. Стресс - неотъемлемая часть жизни человека: представления о нем и собственные стрессовые переживания - важный компонент личного опыта любого человека. Стрессом обозначается широкий круг состояний повышенной напряженности, возникающих в ответ на раз ...