Профессиональная ориентацияСтраница 2
Основными проблемами, препятствующими успешному решению типовых задач профориентации, остаются отсутствие единых стандартных батарей психодиагностики, недостаточное финансовое и техническое оснащение центров, недостаток опыта и квалификации их сотрудников, порою архаичность и некоординированность деятельности со стороны центральных и региональных государственных органов. В 1990-х гг. профориентация переживала общие для многих психологических дисциплин трудности. На уровне методологии господствовали эклектика, заимствование зарубежных технологий и методик, поспешные конструирования собственных, не проходящих должную психометрическую проверку тестов; на уровне методического обеспечения — неполнота; на уровне профессионализма специалистов — отсутствие опыта, психологического или педагогического образования; на уровне стратегии — отсутствие координации деятельности двух ветвей профориентационной работы в масштабе государства в целом.[8]
Тем не менее отрасль активно развивалась. В качестве примера можно привести типичный хронотоп начала XXI в. — программную часть дисциплины, оформленную Э. Ф. Зеером с сотрудниками:
Профориентология — научная дисциплина, находящаяся на стыке философии, психологии и педагогики, изучающая факты, механизмы и закономерности профессионального становления личности.
Цель профориентологии — оказание психологической и педагогической помощи при выборе профессии, в процессе карьерного роста, а также актуализация профессионально-психологического потенциала личности.
Задачи профориентологии:
1) формирование профессиеведческой компетентности: ознакомление с миром профессий, классификацией и социально-психологической характеристикой профессий, типовыми сценариями профессиональной биографии;
2) развитие профессиеведческих компетенций: коммуникативных и презентационных навыков, умений по трудоустройству и самомаркетингу, способностей в области проектирования своего карьерного роста и др.;
3) обеспечение психологически компетентного сопровождения профессиональной жизни человека с начала профессиональной дифференциации интересов и склонностей до завершения профессиональной биографии.[3]
Профориентология, как самостоятельная отрасль науки, характеризуется собственным предметом и методами исследования. Ее предметом являются профессионально обусловленные явления, закономерности и механизмы взаимосвязи человека с миром профессий.
Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека (35-40 лет). В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка структуры личности. В целостном профессиональном становлении личности выделяются семь стадий.
1. Началом данного процесса является зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, учителей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов (0-12 лет).
2. Затем следует формирование профессиональных намерений, которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии. Этот период получил название оптации.
3. Следующая стадия профессиональной подготовки начинается с поступления в профессиональное учебное заведение.
4. По окончании учебного заведения наступает стадия профессиональной адаптации.
5. По мере освоения профессии личность все больше погружается в профессиональную среду. Наступает стадия первичной профессионализации и становления специалиста.
6. Дальнейшее повышение квалификации, индивидуализация технологий выполнения деятельности, выработка собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда приводят к переходу личности на второй уровень профессионализации, на котором происходит становление профессионала.
7. Часть работников, обладающих творческим потенциалом, развитой потребностью в самоосуществлении и самореализации, переходит на следующую стадию — профессионального мастерства.[3]
Формально сущность профориентации как раздела науки можно обозначить в виде превращения исходной формулы психологии труда как системы «субъект — объект» в более развернутую форму: система «субъект — объект (профессиональная деятельность — профессиональная карьера — жизненный путь — личностное развитие) — другие субъекты — социальная среда».[13]
Сетование или анализ?
Есть несколько способов размышлений о себе.
1. Можно сетовать на то, что школа не дала вам необходимых знаний, не научила работать самостоятельно, завысила оценку ваших способностей, — т. е. ссылаться на прошлое.
2. Можно искать огрехи в настоящем: преподаватели невнимательны, не учитывают степени подготовки большинства первокурсников ...
Искусственное внимание
Искусственное,
или произвольное, внимание — уже не дар природы, но «продукт цивилизации», результат воспитания. Именно в процессе воспитания оно “прививается” к естественному вниманию.
На этапе “искусственного” внимания его потенциальные объекты уже не интересны сами по себе, но в большей или меньшей степени “сопротивляются” тому, чтоб ...
Теории эмоций
Одним из первых на внешние проявления эмоциональных явлений, их внешнее проявление в поведении, обратил внимание создатель теории естественного отбора Чарльз Дарвин. В 1872г. ученый опубликовал книгу "Выражение эмоций у человека и животных", которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических я ...