Psfine

Позитивная психология

Отношения мать-дитя » Роль матери в жизни ребенка

Роль матери в жизни ребенка
Страница 3

Многие факторы указывают на значение «возрастной чувствительности» как предпосылки формирования способностей и как компонента самих способностей. Очень показателен, например, период овладения детьми речью, когда каждого нормального ребенка отличают особая чуткость к языку, активность в отношении языковых форм, элементы языкового творчества. Вместе с тем отмечается и другое: особая расположенность к языку, выполнив свою жизненную функцию, сделав возможным быстрое овладение формами языка и мышления, затем идет на убыль. Известно, что если в силу каких-либо исключительных обстоятельств знакомство с языком именно в эти ранние годы задерживается, то развитие речи затем крайне затрудняется. Так обстоит дело не только с речевыми способностями. К возрастным периодам детства приурочиваются проявления весьма общих умственных качеств: особая любознательность; свежесть, острота восприятия; яркость воображения, проявляющаяся, в частности, в творческих играх; черты ясности, конкретности мышления и так далее. Очень значимые для развития умственных способностей черты детской психики как бы приходят и уходят, обусловленные определенным возрастным этапом.

Возрастные особенности психики формируются и развиваются в самом процессе взаимодействия ребенка с окружающим миром. И очень важно обеспечить своевременное формирование тех или иных психологических качеств.

Э.Эриксон утверждал, что события первого года жизни формируют у ребенка “основы доверия” в отношении внешнего мира. А также некоторую внутреннюю убежденность в том, что он пришел в мир, который его ждал. В мир, который был бы рад ему.

Важно подчеркнуть, что, если не будет сформировано это чувство базового доверия к миру, то место это не останется пусто его займет чувство “базового недоверия” к миру, боязнь этого мира. Существенно и то, что формирование чувства базового доверия нельзя отложить на потом, потому что если определенная задача развития не решена в отведенное для этого время, то впоследствии это бывает сделать значительно труднее, а порой и невозможно.

Средства для решения этой задачи развития и легки и трудны одновременно. Собственно, средство только одно: мать все время должна быть рядом с ребенком, должна все время любить его, улыбаться, нежно и весело разговаривать с ним; она всегда должна быть готова накормить, напоить, обогреть малыша, руки ее неизменно должны быть теплыми и ласковыми, готовыми сменить мокрую пеленку, покачать. Все это должно сопровождаться веселым, ласковым разговором с малышом. Мама ни в коем случае не должна игнорировать плач ребенка и тем более наказывать малыша за какие-то проступки своим невниманием. Она при этом должна быть внутренне уверена в том, что делает очень важное, может быть, самое важное дело в своей жизни.

Роль матери в жизни ребенка огромна. Жизнь младенца целиком зависит от взрослого, каковым является мать. Мать удовлетворяет органические потребности ребенка – кормит, купает, переворачивает с одной стороны на другую. Мать также удовлетворяет растущую потребность в разнообразных впечатлениях: младенец заметно оживляется, когда его берут на руки. Перемещаясь в пространстве благодаря маме (или другому взрослому человеку), ребенок имеет возможность видеть большее количество предметов, их смещение, дотрагиваться до них, а затем и схватывать. От матери исходят также основные слуховые и осязательные впечатления.

Страницы: 1 2 3 4


Развитие памятию Культурно-историческая теория развития памяти
Изучая память культурного человека, мы, собственно, не изучаем изолированную “мнемическую функцию” — мы изучаем всю стратегию, всю технику культурного человека, направленную на закрепление его опыта и развившуюся в течение его собственного культурного созревания. Л.С.Выготский. Мы начнём рассматривать проблему развития памяти в рамках ...

Особенности развития самооценки
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям [44, с.125]. Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой буд ...

Рекомендации по работе с одаренными детьми
Американцы провели исследование и выявили две основные характеристики детей: 1 - некоторые отклонения в эмоциональном фоне, 2 – колоссальное эго. Теперь нам становится понятна статистика: число суицидов среди одаренных детей в два раза больше, чем у обыкновенных. Вот почему, на мой взгляд, основным направлением работы психолога ...