Psfine

Позитивная психология

Развитие внимания » Сущностный анализ понятия "внимание"

Сущностный анализ понятия "внимание"
Страница 2

В одном эксперименте с детьми проводили игру в вопросы и ответы по типу игры в фанты с запретами: "Да" и "Нет" не говорите, белого и черного не берите". По ходу игры ребенку задавали ряд вопросов. Ребенок должен был отвечать как можно быстрее и при этом выполнять инструкцию:

1) не называть запрещенных цветов, например черного и белого;

2) не называть дважды один и тот же цвет.

Эксперимент был построен так, что ребенок мог выполнить все условия игры, но это требовало от него постоянного напряжения внимания.

Иной результат получался, когда взрослый предлагал ребенку в помощь набор цветных карточек, которые становились внешними вспомогательными средствами для успешного сосредоточения внимания на условиях игры. Наиболее догадливые дети самостоятельно начинали использовать эти вспомогательные средства. Они выделяли запрещенные цвета, белый и черный, откладывали в сторону соответствующие карточки и в процессе игры пользовались теми карточками, которые лежали перед ними. Помимо ситуативных, организующих внимание в связи с конкретной частной задачей, существует универсальное средство организации внимания - речь. Первоначально взрослые организуют внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, учитывая при этом или иные обстоятельства. Позднее ребенок начинает сам обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата.

По мере развития планирующей функции речи ребенок обретает способность заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности, сформулировать словесно, на что он должен ориентироваться.

Значение словесной инструкции для организации внимания хорошо видно из следующего примера. Детям-первоклассникам предлагали из десяти карточек с изображениями животных отобрать те, на которых было хотя бы одно из указанных изображений (например, курицы или лошади), но ни в коем случае не брать карточки, на которых было запрещенное изображение (например, медведя). Ребенок отбирал карточки несколько раз подряд. Первоначально ему не давали никаких указаний относительно способа действия. В этих условиях он с трудом выполнял задание, часто сбивался. Однако ситуация менялась, когда ребенку предлагали повторить вслух инструкцию (после внимательного рассматривания изображений на карточках он вспоминал, какие карточки можно брать, а какие нельзя). Наблюдения показали, что после проговаривания инструкции практически все дети, дают правильные решения, даже если в последующие задания вводят новых животных. Дети активно использовали речь для организации своего внимания в процессе отбора карточек.

На протяжении младшего школьного возраста использование речи для организации собственного внимания резко возрастает. Это проявляется в частности, в том, что, выполняя задания по инструкции учителя, младшие школьники проговаривают инструкцию в десять-двенадцать раз чаще, чем дошкольники. Таким образом, произвольное внимание формируется в младшем школьном возрасте с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.

Страницы: 1 2 


Назовите методы общей и детской психологии. Охарактеризуйте эти методы
Методы исследования общей психологии Метод – это способ при помощи которого собираются научные факты. Метод исследования – это способ научного познания психических явления и процессов. Основные методы: 1) наблюдение – мет-д, заключающийся в фиксации проявления поведения и получения суждения о психических явлениях. Различают: житейск ...

Словарь терминов и персоналий
1. Обще́ние — обмен сведениями с помощью языка или жестов, а также иных способов контакта. Общение – это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией. 2. Невербальное общение — вид общения без использования слов. 3. Эмо́ ...

Самоуправляющие механизмы личности (СУМ). Психогенные факторы развития
Управление и регулирование любых процессов, в том числе и педагогических, основаны на принципе обратной связи: субъект управления посылает команды исполнителю объекту и должен получить информацию о результате деятельности. Без такой обратной связи невозможно выработать дальнейшие корректирующие и планирующие решения, достичь цели деятел ...