Что нужно знать для работы с книгой
Предварительное ознакомление
Прежде чем читать книгу, никогда не вредно просмотреть ее. Общее представление о работе дает знакомство с выходными данными книги, аннотацией, оглавлением, предисловием. При необходимости можно обратиться к комментариям, списку литературы.
Виды чтения специальной литературы
В зависимости от задач, которые стоят перед вами, книга может читаться по-разному.
Такие виды чтения, как беглый просмотр текста и тщательная его проработка находятся на крайних полюсах. Промежуточные варианты — многочисленны.
Наиболее полная классификация видов чтения представлена в работе А. А. Вейзе [8]. С незначительной корректировкой она выглядит так:
Рис. 3.
Ориентировочное чтение
— связано с единственной задачей: обнаружить, есть ли в тексте информация, представляющая интерес для читателя. Если вывод отрицательный, чтение прекращается.
Обзорное чтение
— нацелено на выделение идеи текста. Результатом обзорного чтения может явиться составление реферата текста.
Поисковое чтение
— направлено на обнаружение в тексте определенных данных. При этом должно быть заранее известно, что такие данные содержатся в тексте.
Реферативное чтение
— просмотр источника, направленый на составление общей логико-смысловой схемы текста, выделение ключевых слов, понятий и т. д.
Конспективное чтение
— направлено на восприятие логико-фактологической цепочки текста, на понимание замысла автора и общую оценку прочитанного.
Критическое чтение
— предусматривает целенаправленное сопоставление собственных мыслей с идеями, содержащимися в тексте. Это сложный анализ, позволяющий проникнуть в глубинную структуру текста и всесторонне оценить позиции автора.
Углубленное чтение
— характеризуется особым акцентом на неявной информации, всестороннем понимании текста [6, с. 60—61].
Итак, вы видите, что книгу можно читать разными способами в зависимости от цели, которая стоит перед вами.
Поэтому очень важно четко понимать, для чего вам нужна эта информация, эта книга.
Регулярное чтение может естественно развить умение пользоваться всеми перечисленными видами чтения и ускорить процедуру чтения (о специальных приемах быстрого чтения см. в главе 4).
Психолого-педагогические проблемы социальных сирот.
Социализация, воспитание, проживание детей-сирот в современной России происходит в условиях государственной системы призрения, которая основана на принципах сепарации от общества. Исторически такая система социализации восходит к педагогическим проектам эпохи Просвещения, когда считалось, что через систему интернатного воспитания можно ...
Введение.
Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывает особый интерес и внимание.
Совместная деятельность людей не может быть нейтральной по отношению к нравственности.
Современному руководителю необходимо устанавливать контакт со своими подчиненным ...
Теоретические аспекты взаимосвязи
индивидуальных психологических особенностей и особенностей произвольной
саморегуляции и стресс-совладающего поведения. Особенности вегетативного
баланса нервной си
В контексте концепции о личностном потенциале, которая активно разрабатывается в современной отечественной психологии, одно из ключевых мест занимает представление о личностном адаптационном потенциале (ДА. Леонтьев; Ф.Б. Березин, А.М. Богомолов, А.Г. Маклаков) [].
Личностный адаптационный потенциал рассматривается как интегральная пер ...