Что нужно знать для работы с книгой
Предварительное ознакомление
Прежде чем читать книгу, никогда не вредно просмотреть ее. Общее представление о работе дает знакомство с выходными данными книги, аннотацией, оглавлением, предисловием. При необходимости можно обратиться к комментариям, списку литературы.
Виды чтения специальной литературы
В зависимости от задач, которые стоят перед вами, книга может читаться по-разному.
Такие виды чтения, как беглый просмотр текста и тщательная его проработка находятся на крайних полюсах. Промежуточные варианты — многочисленны.
Наиболее полная классификация видов чтения представлена в работе А. А. Вейзе [8]. С незначительной корректировкой она выглядит так:
Рис. 3.
Ориентировочное чтение
— связано с единственной задачей: обнаружить, есть ли в тексте информация, представляющая интерес для читателя. Если вывод отрицательный, чтение прекращается.
Обзорное чтение
— нацелено на выделение идеи текста. Результатом обзорного чтения может явиться составление реферата текста.
Поисковое чтение
— направлено на обнаружение в тексте определенных данных. При этом должно быть заранее известно, что такие данные содержатся в тексте.
Реферативное чтение
— просмотр источника, направленый на составление общей логико-смысловой схемы текста, выделение ключевых слов, понятий и т. д.
Конспективное чтение
— направлено на восприятие логико-фактологической цепочки текста, на понимание замысла автора и общую оценку прочитанного.
Критическое чтение
— предусматривает целенаправленное сопоставление собственных мыслей с идеями, содержащимися в тексте. Это сложный анализ, позволяющий проникнуть в глубинную структуру текста и всесторонне оценить позиции автора.
Углубленное чтение
— характеризуется особым акцентом на неявной информации, всестороннем понимании текста [6, с. 60—61].
Итак, вы видите, что книгу можно читать разными способами в зависимости от цели, которая стоит перед вами.
Поэтому очень важно четко понимать, для чего вам нужна эта информация, эта книга.
Регулярное чтение может естественно развить умение пользоваться всеми перечисленными видами чтения и ускорить процедуру чтения (о специальных приемах быстрого чтения см. в главе 4).
Психология допроса и других следственных действий в судебном следствии
Как отмечают известные судебные деятели, искусство судебного следствия гораздо сложнее, чем искусство произнесения судебной речи. (Да и сама судебная речь может быть основана лишь на фактах, установленных в судебном следствии.) Допрашиваемые в суде лица – «величины сомнительные». Они могут отказаться от показаний, данных на предваритель ...
Развитие самосознания и самооценки в детском возрасте
Самостоятельнее, все более независимыми от взрослых становятся дошкольники. Их взаимоотношения с окружающими расширяются и усложняются. Это дает возможность более полно и глубоко осознать себя, оценить достоинства и недостатки как свои собственные, так и окружающих.
В дошкольном возрасте образ Я-ребенка усиливается за счет возможностей ...
Экспериментальная часть. Экспериментально
– психологическое исследование влияния характерологических особенностей
руководителей высшего и среднего звена на стиль руководства. Программа
исследования
По результатам теоретического исследования была выдвинута гипотеза (у руководителей высшего звена, в сравнении с руководителями среднего звена, влияние характерологических особенностей на стиль руководства будет менее значительным), для эмпирической проверки которой нами было проведено экспериментально-психологическое исследование. Цель ...
