Psfine

Позитивная психология

Заключение
Страница 1

Мы отдаем себе отчет в том, что сознание и бессознательное – это весьма сложные психические явления и объяснить можно лишь небольшую часть их нервных механизмов. Физиологическая основа этих явлений гораздо сложнее, чем удается представить.

Существенные адаптационные возможности механизмов психологической защиты были изучены с позиции их положительного влияния на человека с двух точек зрения: защищает ли он личность от чувства тревоги; является ли он адекватной реакцией на внешние обстоятельства. Первая из этих точек зрения предполагает – такие утверждения делались вполне серьезно, - что даже психозы имеют положительное адаптивное значение, поскольку позволяют индивиду избегнуть страдания (например, у человека возникает иллюзия, что умерший супруг жив, - психопатический, но эффективный путь избежать осознания невосполнимой потери). Если иметь в виду, что психоз может представлять собой форму самозащиты, многое в, казалось бы, бесцельном и странном поведении больного покажется менее непонятным и неестественным. Материалы теории и опыта применения методики ИЖС (индекс жизненного стиля) – механизмы психологической защиты в клинической практике позволяют заключить, что механизм психологической защиты обеспечивает регулятивную систему стабилизации личности, направленную, прежде всего, на уменьшение тревоги, неизбежно возникающей при осознании конфликта или препятствия к самореализации, прежде всего, на уменьшение тревоги, неизбежно возникающей при осознании конфликта или препятствия к самореализации, прежде всего в виде той или иной формы патологии.

Работа по адаптации методики ИЖС полностью еще не завершена. Большой эмпирический и клинический материал требует дополнительного анализа на основе методов многомерной статистики. Вместе с тем, приводимые материалы представляют интерес для врачей и психологов, помогают не только расширить свои представления о сферах применения методики ИЖС, но и реально использовать ее для диагностики механизмов психологической защиты в научных исследованиях и клинической, психотерапевтической практике. Несомненно, однако, что изолированное использование этой методики (как и других специализированных опросников) не дает исчерпывающей информации о механизмах психологической защиты личности. Большая надежность и эффективность психологической диагностики личностных защитных механизмов, вероятно, будет достигнута при сочетанном использовании ИЖС с проективными методиками.

Надежность (воспроизводимость) результатов применения методики ИЖС по предварительным результатам авторов методики достигает 79%, однако уточнение этих данных – задача продолжающегося исследования, в которой основное место отводится расширению опыта применения методики для диагностики основное место отводится расширению опыта применения методики для диагностики МПЗ в различных областях психологической практики, главным образом при решении задач оценки эффективности различных видов психотерапии и психологической коррекции личности.

В нашем исследовании мы увидели, что:

1) самым преобладающим механизмом защиты в данной группе является «реактивные образования», встретившиеся у 9 из 14 опрошенных,

2) на втором месте выступили «отрицание», «вытеснение» и «интеллектуализация», набравшие по 7 баллов,

3) с увеличением возраста в женской части группы опрошенных наблюдается снижение преобладания «регрессии» и увеличение встречаемости «реактивных образований»,

4) категории, в которых показатели средних процентных значений наиболее часто встречаются, это «интеллектуализация» (7человек, 2м\5ж), «вытеснение» (6чел, 1м\5ж), «проекция» (8чел 3м\5ж) и «замещение» (7чел, 2м\5ж),

5) самым редко встречающимся у женщин механизмом психологической защиты выступили «компенсация» и «замещение», а у мужчин – также «компенсация», «замещение» и третий - «реактивные образования».

6) с повышением образовательного уровня наблюдается рост преобладания механизма – «реактивные образования» (как и в более старшей по возрасту группе женщин). У людей со средним образованием преобладающим являются «отрицание» и «вытеснение».

Диагностика особенностей психологической защиты – сложная задача. Одним из способов ее решения, по результатам апробации, может быть моделирование в эксперименте различных ситуаций на вербальном уровне с помощью специальной методики. Ответы испытуемых с известной вероятностью могут выявлять различные механизмы защиты личности. Уточнение внешней валидности опросников типа ИЖС является самостоятельной исследовательской задачей.

Опираясь на теоретические материалы и полученные данные исследования, мы можем утверждать, что в широком психологическом контексте психологическая защита срабатывает тем или иным образом при возникновении негативных, психотравмирующих переживаний и во многом определяет поведение личности, устраняющее психический дискомфорт и тревожное напряжение. Во многих современных концепциях психотерапии психологической защите отводится функция преодоления чувства неуверенности в себе, собственной неполноценности, защиты целостного сознания и поддержания стабильной самооценки. Очевидно, что психологическая защита может быть успешной или неуспешной, конструктивной или деструктивной. По своим проявлениям – это форма бессознательной психической активности, формирующейся в онтогенезе на основе взаимодействия типологических свойств с конкретно-историческим опытом развития личности в определенной социальной культуре.

Страницы: 1 2


ПРИЛОЖЕНИЯ
Тест №1 На надежность в качестве делового партнера Уважаемый респондент, прошу Вас принять участие в моем исследовании, и выберите один из вариантов ответов на перечисленные вопросы. ФИО ВОЗРАСТ _ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС _ ДОЛЖНОСТЬ МЕСТО РАБОТЫ _ 7. Вы заняли у приятеля денег до зарплаты, но не получили ее вовремя. Как Вы поступите? ...

"Найди отличия"
Ребенку даются две очень похожие картинки, различающиеся определенным числом мелких деталей. Необходимо обнаружить имеющиеся различия (не менее двадцати). ...

Структура и механизм педагогического процесса духовного развития дошкольников
Анализ вышедших за последние годы воспитательных концепций свидетельствует об изменении подходов к воспитанию и образованию в связи с гуманистическими установками, об их ориентации на общечеловеческие и культурные ценности. Однако в целом они несут отпечаток "средового" подхода, доминировавшего в координатах классовой идеологи ...