Psfine

Позитивная психология

Материалы » Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы » Операциональные средства формирования навыков понимания другого человека младшими школьниками. Учебники по литературному чтению как средство развития у младших школьников навыков понимания других лю

Операциональные средства формирования навыков понимания другого человека младшими школьниками. Учебники по литературному чтению как средство развития у младших школьников навыков понимания других лю
Страница 3

- Почувствовали ли вы отношение писательницы к своему герою? Каково оно?

- Каким был Нильс до происшествия?

- Какие поступки мальчика свидетельствуют о его жестокости?

- Сожалел ли Нильс о своих злых поступках?

- Можно ли сказать, что Нильс был ленив?

- Определите основные черты характера героя.

- Что ощущал Нильс после превращения в маленького человечка?

В качестве заданий для самостоятельной работы предлагается:

1. Составить характеристику Нильса по прочитанному отрывку.

а) Внешний вид.

б) Черты характера.

в) Поступки Нильса.

г) Взаимная связь характера героя и его поступков.

д) Ваше отношение к герою.

2. Написать письмо, которое Нильс мог бы послать своей матери из путешествия.

Аналогично вышеприведенному анализу автором дипломной работы был изучен учебник по литературному чтению и для 4-го класса. В результате установлено, что количество художественных произведений, располагающих человеческими знаниями, составляет всего лишь 10% от общего содержания учебника.

Примерами таких текстов являются: «Вороны Ут-Реста» норвежское легендарное сказание, «Мальчик-звезда» О.Уайльда, «Ни в парадный ни в черный» К.Чуковского, «Страна вулканического происхождения» Л.Кассиля, «Детство Никиты» А.Толстого, «День рождения» Г.Скребицкого. Недостаточно разработанными, как и в предыдущем классе, остаются система вопросов, направленных на выявление эмоционального состояния героев, и перечень заданий творческого характера, требующих объяснения причин поведения другого. В качестве подтверждения этому автор работы предлагает ознакомиться с нижеприведенными таблицей и содержанием заданий творческого характера.

Таблица 2.

Название художественного произведения

Вопросы, направленные на выяснение эмоционального состояния, мотивов поведения человека

Норвежское легендарное сказание «Вороны Ут_Реста»

1. Матиас. Что это за человек? Найдите в тексте слова и выражения, которые помогают вам охарактеризовать Матиаса.

О.Уайльд

«Мальчик-звезда»

1. Почему Мальчик-звезда пошел на поиски матери?

2. Какие черты характера были присущи Мальчику-звезде в начале и в конце сказки?

К.Чуковский

«Ни в парадный ни в черный»

1. Сочувствовали ли вы герою? Почему?

2. Какие факты свидетельствуют о том, что рассказчик хороший человек?

Л.Кассиль

«Страна вулканического происхождения»

1. Справедлив ли был отец по отношению к детям?

2. Как поступки мальчиков характеризую их?

А.Толстой

«Детство Никиты»

1. Что можно сказать о герое повести? Какой он?

2. Почему Никита не хотел заниматься?

Г.Скребицкий

«День рождения»

1. Какие чувства испытывал Юра, когда ожидал подарок и когда получил его?

2. Дружная ли у мальчика семья? Почему?

Задания творческого характера:

1. продолжите друг – это… (Норвежское легендарное сказание «Вороны Ут-Реста»);

2. придумайте продолжение сказки; прочитайте сказку и сравните свой вариант с авторским (О.Уайльд «Мальчик-звезда»);

3. перескажите текст от имени Тимоши (К.Чуковский «Ни в парадный ни в черный»);

4. расскажите о своем самом близком друге (К.Чуковский «Ни в парадный ни в черный»).

Таким образом, подводя итоги всему выше сказанному, следует отметить, что учебники по литературному чтению для 3-го и 4-го классов располагают недостаточным количеством художественных произведений, богатых человеческими знаниями. Недостаточно разработаны и система вопросов и задания для самостоятельной работы, направленных на развитие эмпатийных и рефлексивных способностей школьника. Следует отметить и то, что объем данного материала при переходе из класса в класс не увеличивается, а, наоборот, уменьшается. Если в учебнике для 3-го класса рассказы и сказки о людях составляли 17% от всего содержания, то в 4-ом классе эта цифра снизилась до 10%, что, в свою очередь, еще раз подтверждает мысль Н.К.Крупской о том, что в школе большое внимание уделяется наблюдениям над природой, а не над живыми людьми и их взаимоотношениями.

Страницы: 1 2 3 


Большой секрет искусства обхождения с людьми.
На свете есть только один способ побудить кого-либо что-то сделать. И он заключается в том, чтобы заставить другого человека захотеть это сделать. Помните: другого способа нет. Конечно, вы можете под дулом револьвера заставить человека отдать вам часы. Вы можете заставить служащего работать, угрожая ему увольнением в случае его отк ...

Исследование по поведению в конфликте
В данном исследовании использовалась методика стратегий поведения в конфликте Томаса. Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных ...

Анализ и психотерапия. Аналитическая психология Карла Густава Юнга
Карл Густав Юнг был одним из основателей психоанализа, учеником и близким другом Фрейда. Теоретические разногласия и обстоятельства личного характера привели к тому, что Юнг создал свою собственную школу, названную им аналитической психологией. В подходе Юнга остается признание главной идеи Фрейда, что современный человек подавляет свои ...