Операциональные средства формирования навыков понимания другого человека
младшими школьниками. Учебники по литературному чтению как
средство развития у младших школьников навыков понимания других люСтраница 3
- Почувствовали ли вы отношение писательницы к своему герою? Каково оно?
- Каким был Нильс до происшествия?
- Какие поступки мальчика свидетельствуют о его жестокости?
- Сожалел ли Нильс о своих злых поступках?
- Можно ли сказать, что Нильс был ленив?
- Определите основные черты характера героя.
- Что ощущал Нильс после превращения в маленького человечка?
В качестве заданий для самостоятельной работы предлагается:
1. Составить характеристику Нильса по прочитанному отрывку.
а) Внешний вид.
б) Черты характера.
в) Поступки Нильса.
г) Взаимная связь характера героя и его поступков.
д) Ваше отношение к герою.
2. Написать письмо, которое Нильс мог бы послать своей матери из путешествия.
Аналогично вышеприведенному анализу автором дипломной работы был изучен учебник по литературному чтению и для 4-го класса. В результате установлено, что количество художественных произведений, располагающих человеческими знаниями, составляет всего лишь 10% от общего содержания учебника.
Примерами таких текстов являются: «Вороны Ут-Реста» норвежское легендарное сказание, «Мальчик-звезда» О.Уайльда, «Ни в парадный ни в черный» К.Чуковского, «Страна вулканического происхождения» Л.Кассиля, «Детство Никиты» А.Толстого, «День рождения» Г.Скребицкого. Недостаточно разработанными, как и в предыдущем классе, остаются система вопросов, направленных на выявление эмоционального состояния героев, и перечень заданий творческого характера, требующих объяснения причин поведения другого. В качестве подтверждения этому автор работы предлагает ознакомиться с нижеприведенными таблицей и содержанием заданий творческого характера.
Таблица 2.
Название художественного произведения |
Вопросы, направленные на выяснение эмоционального состояния, мотивов поведения человека |
Норвежское легендарное сказание «Вороны Ут_Реста» |
1. Матиас. Что это за человек? Найдите в тексте слова и выражения, которые помогают вам охарактеризовать Матиаса. |
О.Уайльд «Мальчик-звезда» |
1. Почему Мальчик-звезда пошел на поиски матери? 2. Какие черты характера были присущи Мальчику-звезде в начале и в конце сказки? |
К.Чуковский «Ни в парадный ни в черный» |
1. Сочувствовали ли вы герою? Почему? 2. Какие факты свидетельствуют о том, что рассказчик хороший человек? |
Л.Кассиль «Страна вулканического происхождения» |
1. Справедлив ли был отец по отношению к детям? 2. Как поступки мальчиков характеризую их? |
А.Толстой «Детство Никиты» |
1. Что можно сказать о герое повести? Какой он? 2. Почему Никита не хотел заниматься? |
Г.Скребицкий «День рождения» |
1. Какие чувства испытывал Юра, когда ожидал подарок и когда получил его? 2. Дружная ли у мальчика семья? Почему? |
Задания творческого характера:
1. продолжите друг – это… (Норвежское легендарное сказание «Вороны Ут-Реста»);
2. придумайте продолжение сказки; прочитайте сказку и сравните свой вариант с авторским (О.Уайльд «Мальчик-звезда»);
3. перескажите текст от имени Тимоши (К.Чуковский «Ни в парадный ни в черный»);
4. расскажите о своем самом близком друге (К.Чуковский «Ни в парадный ни в черный»).
Таким образом, подводя итоги всему выше сказанному, следует отметить, что учебники по литературному чтению для 3-го и 4-го классов располагают недостаточным количеством художественных произведений, богатых человеческими знаниями. Недостаточно разработаны и система вопросов и задания для самостоятельной работы, направленных на развитие эмпатийных и рефлексивных способностей школьника. Следует отметить и то, что объем данного материала при переходе из класса в класс не увеличивается, а, наоборот, уменьшается. Если в учебнике для 3-го класса рассказы и сказки о людях составляли 17% от всего содержания, то в 4-ом классе эта цифра снизилась до 10%, что, в свою очередь, еще раз подтверждает мысль Н.К.Крупской о том, что в школе большое внимание уделяется наблюдениям над природой, а не над живыми людьми и их взаимоотношениями.
Дайте понятие о чувствах и эмоциях. Раскройте формы переживания чувств
В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний: чувственный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение.
1. Чувственный, или эмоциональный, тон — это простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, сопрово ...
Специфика регуляции
состояний в управленческой деятельности
Со стрессовыми состояниями тесно взаимосвязаны, а часто являются их причинами состояния иного типа - фрустрационные. Они возникают в случае блокады невозможности достижения тех или иных значимых для личности целей. Их развитие протекает по следующей схеме:
наличие интенсивной потребности (значимой цели, сильного желания);
блокировка и ...
Социально-психологические особенности процесса
дисциплинирования сотрудников органов внутренних дел. Влияние
авторитета руководителя на развитие дисциплинированности у сотрудников
Ответственность за состояние служебной дисциплины в органе внутренних дел, в соответствии со ст. 35 «Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», несет начальник. Его обязанности по поддержанию служебной дисциплины определены также названным нормативным актом и сводятся к следующему: проявлять высокую требовательно ...