Основные аспекты
изучения гендерных особенностей проявления тревожности подростковю Психологические
особенности развития эмоциональной сферы в подростковом возрастеСтраница 2
Объективная взрослость проявляется в готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве равноправного участника. Элементы объективной взрослости в подростковом возрасте можно заметить в отношении подростков к учению и труду, к родителям и сверстникам, к детям и пожилым людям. Они обнаруживают себя:
• в интеллектуальной сфере – самостоятельность в усвоении знании, стремление к самообразованию;
• социально-моральной сфере – помощь взрослым и их поддержка, отстаивание собственных взглядов, соответствие морально-этических представлений реальному поведению подростка;
• в романтических отношениях со сверстниками другого пола – формы проведения свободного времени (свидания, вечеринки, танцы);
• во внешнем облике – следование моде в одежде в поведении, в речи («модные словечки»).
Субъективная взрослость, или чувство взрослости, характеризуется появлением у подростка отношения к себе не как к маленькому, а как ко взрослому. Основными показателями чувства взрослости служат:
• проявления потребности в уважении, доверии, признании самостоятельности;
• желание оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых;
• наличие собственной линии поведения, несмотря на несогласие взрослых или сверстников (Эльконин Д.Б.) [33, c. 105].
Виды взрослости выделены и изучены Т.В. Драгуновой [6, c. 22]. Они многообразны:
1) подражание внешним признакам взрослости;
2)равнение подростков-мальчиков на качества «настоящею мужчины». Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом;
3)социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в различных видах деятельности, когда подросток занимает место помощника взрослого. Поэтому психологи подчеркивают, что подростков необходимо включать на правах помощников в соответствующие занятия взрослых;
4)интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы (кружки, музеи и т.п.). Значительный объем знаний у подростков – результат самостоятельной работы. Учение приобретает у таких школьников личный смысл и превращается в самообразование.
Вопрос об особенностях эмоционального мира подростка имеет и самостоятельное значение. Тезис о повышенной эмоциональной возбудимости и реактивности переходного возраста мало у кого вызывает сомнение. Можно считать, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физических процессах.
Подростковый возраст часто называют периодом диспропорции в развитии. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям; обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Физические недостатки часто преувеличиваются. Прежде всего, по сравнению с детским возрастом, возрастающее внимание к своему телу обусловлено не только физическими изменениями, но и новой социальной ролью подростка. Окружающие ожидают, что благодаря физический зрелости он уже должен справляться с определенными проблемами развития.
Подростковый возраст богат переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования; это пора достижений, стремительно наращивания знаний, умений; становление «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это потерь детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта.
У подростков развивается тревога по поводу и нормы развития, этосвязано, прежде всего, с диспропорциями в развитии, с преждевременным развитием, и его задержкой.
Осознание соматических изменений и их включение в схему тело – одно из важнейших проблем периода полового созревания. Подростки отмечают также социальную реакцию на изменение их физического облика (одобрение, восхищение или отвращение, насмешку, презрение) и включают ее в представление о себе. Это формирует у подростка низкую самооценку, не уверенность в себе, скованность в общении и снижение чувства собственной значимости. К тому же сексуальное развитие очень тесно связано с формированием чувства достоинства и гордости, личностной идентичности.
Актуальным становиться, как отмечает Х. Ремшидт [18, c. 75], в своей работе «Подростковый и юношеский возраст», сравнение себя со сверстниками, поскольку диапазон нормальной изменчивости остается неизвестным, продолжает Х. Ремшидт, это может вызвать тревожность и привести к острым конфликтам или депрессивному состоянию и даже к хроническим неврозам.
Использование воображения
Эффект самовнушения усиливается, если наряду с формулировками-утверждениями использовать еще и образы. Например, когда вы произносите фразу "Я полностью спокоен", представьте себя в состоянии спокойствия: непринужденная поза, уверенная, спокойная речь, какие-то другие ощущения, устойчиво связанные у вас с состоянием спокойстви ...
Исследование эффективности коррекционной работы
В конце III учебной четверти среди учащихся 2-х классов была проведена психодиагностическая работа по изучению качества долговременной и кратковременной памяти.
Экспериментальное психодиагностическое исследование проводилось с помощью методик А.Р. Лурия «Заучивание 10 слов» [7] и «Память на числа» [25] для исследования долговременной и ...
Нормы поведения
В любой группе, даже работающей в течение короткого промежутка времени, можно легко заметить некоторые закономерности поведения ее членов. Эти закономерности получили название общественных норм. Нормы отражают разделяемые всеми членами группы представления об ожидаемом от них приемлемом поведении. Отличие норм от ролей заключается в ...