Заключение
По результатам проведенного исследования мы можем сделать вывод о том, что психотерапия с применением рисуночных методик является эффективным методом при работе с группой подростков зависимых от психоактивных веществ. Так как нами выявлены следующие преимущества психотерапевтических групп с применением рисуночных методик: группы обеспечивают подросткам возможность взаимной поддержки в период их дистанцирования от семьи и психологического самоопределения, а так же группы дают подросткам ощущение большей автономности и тем самым удовлетворяют потребность в независимости и сохранении границ своего личного «пространства»; большое значение имеет и то, что данный метод обеспечивает подросткам большую безопасность и психологическую защищенность благодаря невербальным коммуникациям, в том числе с опорой на визуальные образы. Большую ценность при работе в группе так же может иметь репрезентирование своей идентичности посредством изобразительных образов обеспечивающих целостное восприятие своего "Я", и в то же время связанная с этим возможность от него дистанцироваться. Но особенно важно то, что психотерапия с применением рисуночных методик предоставляет возможность осознания своей болезни, преимуществ и недостатков, которые возникают при употреблении психоактивных веществ. А следовательно такой вид групп может помочь формированию мотивации к отказу от психоактивных веществ и продолжению прохождения реабилитационной программы, которая, в отличие от лечения, не может быть принудительной. Для реализацию данных целей мы создали программу психотерапевтической группы с применением рисуночных методик при работе с подростками зависимыми от психоактивных веществ. Содержание предлагаемой программы определяется задачами ранних этапов реабилитации. При ее составлении мы учитывали также то, что больные, поступающие в отделение детоксикации, различаются по уровням мотивации, и лишь немногие пациенты имеют интегрированную внутреннюю мотивацию к отказу от ПАВ. Поэтому мы включили в программу рассмотрение задач долечебного периода.
Анализируя результаты полученные при проведении групповой психотерапии с применением рисуночных методик с подростками зависимыми от психоактивных веществ на ранних этапах реабилитации мы выявили качественные позитивные изменения мотивации и мышления пациентов в динамике прохождения группы, которые прослеживаются достаточно четко. Конечно, далеко не каждому удается сразу пройти все стадии изменений. Но мы считаем цель психотерапии достигнутой, если пациент переместился на следующую стадию изменений в мотивации.
Программа групповой психотерапии с применением рисуночных методик при работе с подростками зависимыми от психоактивных веществ проводилась в качестве подготовительного этапа перед включением в психотерапевтическую группу реабилитационных центров с более длительными сроками лечения, работающих с применением программы «12 шагов». Ведущие психотерапевтических групп по программе «12 шагов» отмечали, что пациенты, прошедшие психотерапию с применением рисуночных методик в отделении детоксикации быстрее включаются в групповой процесс, имеют более высокую мотивацию к лечению, лучше усваивают предлагаемую программу, нам также удалось достичь эмоциональной проработки проблем, связанных с употреблением наркотиков.
Таким образом, опыт проведения групповой психотерапии с применением рисуночных методик при работе с подростками зависимыми от психоактивных веществ в условиях закрытого стационара показал возможность организации подобных программ в отделениях детоксикации и целесообразность их применения на ранних этапах реабилитации.
Приемы управления памятью
Память составляет основу познания мира человеком. Память поддается тренировке. Психологическая практика располагает целой системой управления памятью, объединяющей отдельные приемы совершенствования памяти в серьезные эффективные технологии. Все они базируются на законах памяти.
Под управлением памятью понимаются целенаправленные усили ...
Дайте понятие деятельности, раскройте структуру деятельности
Деятельность — активное взаимодействие живого существа с окружающей действительностью, в ходе которого оно выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.
Деятельность человека — это активность, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовл ...
Выявление сравнительного анализа уровня знаний, определяющего уровень
толерантности у подростков 8 классов МОУ СОШ №7 г. Сегежи
Целью проведения данного исследования стало подтверждение гипотезы о том, что формированию толерантности как одного из свойств личности способствует правильная организация учебной и воспитательной работы[7].
Задачи были поставлены следующие:
– определить уровень сформированности толерантности у учащихся на начало эксперимента;
– разр ...
