Psfine

Позитивная психология

Заключение

По результатам проведенного исследования мы можем сделать вывод о том, что психотерапия с применением рисуночных методик является эффективным методом при работе с группой подростков зависимых от психоактивных веществ. Так как нами выявлены следующие преимущества психотерапевтических групп с применением рисуночных методик: группы обеспечивают подросткам возможность взаимной поддержки в период их дистанцирования от семьи и психологического самоопределения, а так же группы дают подросткам ощущение большей автономности и тем самым удовлетворяют потребность в независимости и сохранении границ своего личного «пространства»; большое значение имеет и то, что данный метод обеспечивает подросткам большую безопасность и психологическую защищенность благодаря невербальным коммуникациям, в том числе с опорой на визуальные образы. Большую ценность при работе в группе так же может иметь репрезентирование своей идентичности посредством изобразительных образов обеспечивающих целостное восприятие своего "Я", и в то же время связанная с этим возможность от него дистанцироваться. Но особенно важно то, что психотерапия с применением рисуночных методик предоставляет возможность осознания своей болезни, преимуществ и недостатков, которые возникают при употреблении психоактивных веществ. А следовательно такой вид групп может помочь формированию мотивации к отказу от психоактивных веществ и продолжению прохождения реабилитационной программы, которая, в отличие от лечения, не может быть принудительной. Для реализацию данных целей мы создали программу психотерапевтической группы с применением рисуночных методик при работе с подростками зависимыми от психоактивных веществ. Содержание предлагаемой программы определяется задачами ранних этапов реабилитации. При ее составлении мы учитывали также то, что больные, поступающие в отделение детоксикации, различаются по уровням мотивации, и лишь немногие пациенты имеют интегрированную внутреннюю мотивацию к отказу от ПАВ. Поэтому мы включили в программу рассмотрение задач долечебного периода.

Анализируя результаты полученные при проведении групповой психотерапии с применением рисуночных методик с подростками зависимыми от психоактивных веществ на ранних этапах реабилитации мы выявили качественные позитивные изменения мотивации и мышления пациентов в динамике прохождения группы, которые прослеживаются достаточно четко. Конечно, далеко не каждому удается сразу пройти все стадии изменений. Но мы считаем цель психотерапии достигнутой, если пациент переместился на следующую стадию изменений в мотивации.

Программа групповой психотерапии с применением рисуночных методик при работе с подростками зависимыми от психоактивных веществ проводилась в качестве подготовительного этапа перед включением в психотерапевтическую группу реабилитационных центров с более длительными сроками лечения, работающих с применением программы «12 шагов». Ведущие психотерапевтических групп по программе «12 шагов» отмечали, что пациенты, прошедшие психотерапию с применением рисуночных методик в отделении детоксикации быстрее включаются в групповой процесс, имеют более высокую мотивацию к лечению, лучше усваивают предлагаемую программу, нам также удалось достичь эмоциональной проработки проблем, связанных с употреблением наркотиков.

Таким образом, опыт проведения групповой психотерапии с применением рисуночных методик при работе с подростками зависимыми от психоактивных веществ в условиях закрытого стационара показал возможность организации подобных программ в отделениях детоксикации и целесообразность их применения на ранних этапах реабилитации.


Виды речи
Существуют различные виды речи, которые последовательно разви- вались в процессе филогенеза (рис. 5). Рис. 5. Виды речи Особенности диалога проявляются в следующем: · автономности (состоит из вопросов, ответов и реплик, которые сами поддерживают разговор); · эмоциональном контакте (без него диалог быстро заканчивается или превр ...

История отечественной социальной психологии
Отечественная социальная психология возникла в середине XIX в. В своем становлении она прошла следующие этапы: —зарождение социально-психологических идей в общественных и естественных науках; —отпочкование от родительских дисциплин (психологии и социологии) и превращение в самостоятельную науку; —возникновение и развитие эксперимента ...

Результаты исследования и их обсуждение
Исследование проводилось на базе Гомельского областного детского центра медицинской реабилитации «Живица» (д. Ченки Гомельского района в кардио-ревматическом отделении), СШ № 16 и СШ № 22 в 2007-2008 годах. В качестве испытуемых выступали школьники в возрасте от 13 до 18 лет. Всего было обследовано 150 человек, из них 75 юношей и 75 дев ...