Psfine

Позитивная психология

Материалы » Применение рисуночных методик при работе в группе с подростками зависимыми от психоактивных веществ » Групповая психотерапевтическая программа реабилитации зависимых от психоактивных веществ на ранних этапах лечения

Групповая психотерапевтическая программа реабилитации зависимых от психоактивных веществ на ранних этапах лечения
Страница 2

Психотерапевтические техники, применяемые для осуществления мотивационных стратегий и работы над осознанием болезни, могут варьироваться в зависимости от возникающих проблем и решаемых задач.

Нами применялись следующие психотерапевтические техники:

· Разъяснительная психотерапия — предоставление необходимой информации в наиболее простой и доступной для усвоения форме с использованием примеров, схем и рисунков и максимальным вовлечением пациентов в ее обсуждение.

· Рисуночные методики помогают преодолеть сопротивление пациента и на уровне художественных метафор выявить психологические защиты и проработать отрицание болезни.

· Гештальт-терапия, предназначенная для преодоления анозогнозии и углубления осознания болезни и связанных с ней проблем, а также для отработки необходимых навыков профилактики срыва.

Применяемые техники не являются неизменным набором средств, могут применяться в произвольном порядке, а также видоизменяться специалистами при условии их соответствия основным целям психотерапии. Так как пациенты подключаются к работе в группе по мере стабилизации физического состояния. темы занятий подобраны таким образом, чтобы пациент мог начать работать в группе в любой день без потери им смысловых связей между сеансами. Для этой же цели нами было разработано насколько вариантов упражнений для разбора одной темы.

При оценке эффективности прохождения групповой психотерапии мы используем принцип последовательного формирования изменений. Результаты, которые мы ожидаем получить в процессе групповой психотерапии, отличаются для пациентов с различными уровнями мотивации к отказу от ПАВ. Для мотивированных пациентов - это интеграция в длительные реабилитационные программы. Для маломотивированных - это позитивные сдвиги в мотивации.

Основные темы и упражнения, рекомендуемые для сеансов групповой психотерапии на ранних этапах реабилитации:

Тема I. Диагностическая презентация (подробное описание смотри в приложении 1).

Упражнения:

1) Проективный рисунок на тему «Я и моя болезнь». Объяснение и интерпретация рисунков участниками группы.

2) Проективный рисунок на тему «Я и мое выздоровление». Подробное описание смотри в приложении 1.

3) Обобщенный портрет наркомана.

4) Проективный рисунок «Состояние группы»

Тема П. Мотивационный тренинг (подробное описание смотри в приложении 2).

Упражнения:

1) «Для кого ты отказываешься от наркотиков».

2) Проективные рисунки на общем листе на темы: «Что мне нравилось в употреблении наркотиков?» «Что мне не нравилось в употреблении?»

3) "Будущее, настоящее, прошлое".

Тема Ш. Общие темы (подробное описание смотри в приложении 3).

Упражнения:

1) "Метафорический автопортрет" или "Гербы и символы моей души".

2) "Линия жизни".

3) "Работа с чувствами" (страх, злость и т. д.).

Так же рекомендуется использование техники направленной визуализации.

Выбор конкретного упражнения определяется психотерапевтическими целями сеанса, индивидуальными предпочтениями ведущих и особенностями сопротивления и мотивации пациента.

Страницы: 1 2 3


Теории эмоций
Одним из первых на внешние проявления эмоциональных явлений, их внешнее проявление в поведении, обратил внимание создатель теории естественного отбора Чарльз Дарвин. В 1872г. ученый опубликовал книгу "Выражение эмоций у человека и животных", которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических я ...

Духовное развитие дошкольников как психолого-педагогическая проблема. Понятие и сущность духовного развития дошкольников
Радикальные изменения, происходящие в жизни нашего общества, в том числе в сфере образования, требуют всестороннего осмысления. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, привело к кризису общественного сознания, выразившему в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: ус ...

Предмет юридической психологии
Современное развитие науки характеризуется, с одной стороны, дифференциацией научных знаний, а с другой стороны - интеграцией, взаимопроникновением одних отраслей в другие. Этот процесс приводит к созданию новых отраслей научного знания, связывающих между собой ранее обособленные друг от друга науки. С этой точки зрения выделение такой ...